Я (Анна Дайнеко) росла в Ухте в семье художников. Я - художник в третьем поколении. Мой дед - Владимир Григорьевич Богданов - журналист, заслуженный художник республики Коми. Он был необычным человеком. Я бывала в его мастерской, а обстановка мастерской - отдельная история. Дед работал в союзных мастерских, они были индивидуальные, но на общей большой территории (мансардный этаж целого дома). Поэтому я видела как работают профессиональные художники в разных направлениях. Наблюдала в деталях как делается мезинская роспись акварелью на досках, линогравюры, богородская резьба. Для ребенка ходить в такие мастерские все равно, что попасть в сказку. Там было можно все, чего нельзя было ни в школе, ни в художке. Это было место свободной творческой деятельности, мне давали пробовать абсолютно все, ни у кого не было страха, что ребенок может что-то испортить, можно было брать взрослые материалы и экспериментировать рядом с работающими художниками, пытаясь сделать то же, что делают и они. Надо понимать, что это было время правильных ценностей, когда вандализм не был в моде. Люди были доброжелательно настроены: да, пробовать можно все, но портить материалы никому не приходило в голову. Собственно так, наверное, и возникают семейные династии. В профессиональных мастерских никто никого не учил рисовать специально. Заданий не давали. Но можно было в рабочей обстановке увидеть разных художников, визуальный ряд вокруг был очень богат. И никто не мешал что-то делать самой, что-то пробовать, наоборот, поддерживали, однажды дед даже отдал мои детские мезинские доски на продажу, что было невероятным стимулом для меня. Телефонов, телевизоров и игрушек там не было. Были книжки и альбомы по искусству, все то, что помогало художникам в работе. И это притягивало. Это было интересно, просто потому, что это был другой взрослый мир. Невозможно было не попробовать что-то собственное.
Вы поняли, к чему мы ведем? Именно такого в идеале и хотелось бы своим детям. Хотелось, что бы они попали в свободную творческую среду, где многое позволено и где вокруг трудятся (рисуют) старшие дети. И если старших детей должны (я в это верю) учить работающие в профессии художники. То для малышей такой же шаг на вырост дает соседство с более старшими увлеченно рисующими детьми. В этом идеология группового формата обучения. Ограничение в том, что малышей в абы какую группу на засунешь. Это должны быть "клевые" старшие дети. Те, кто увлеченно рисует и относится к этому процессу, видя его ценность. Тогда малыши будут перенимать опыт. Все последующие задания были применены в такой среде. Конечно, их же можно давать и отдельно (внутри семьи или на индивидуальных уроках). Но в каждом из этих заданий есть "двойное дно", в том смысле, что при правильной постановке вопроса они будут интересны и подросшим детям, и взрослым. Либо, старшие могут работать по своей программе, малыши - по своей. Не критично. Важно, чтобы сохранялся общий продуктивный настрой. И тогда мы получим эволюцию умений и интересов малышей, представленную, в частности, в эти уроках.
Идея первая. Штампики с краской (живопись)
Мы - не фанаты рисования пальцами. Сейчас это модно во всех дошкольных учреждениях - учить ребенка рисовать руками. По своему родительскому опыту мы считаем умение рисовать руками врожденным. Не обязательно его подкреплять и поддерживать. Потому что ребенок вернется домой и принесет это в быт. Если кому-то сильно нравится, можно дома посадить ребенка в ванну и дать ему там все вокруг изрисовать (только не гуашью, ее из затирки между плитками потом не отмоешь), для этого лучше брать специальные краски. Если хочется перемазаться красками и повеселиться на занятиях, то лучше дать ребенку какой-нибудь инструмент и сфокусировать его применение на бумаге. Самый простой инструмент - штампики из подручных материалов. Если оглядеться вокруг, то таких штампиков можно найти множество. Это губка, листики, любые овощи, разрезанные пополам (морковь, лук, картошка, свекла). Любую ботву можно красить и прокатывать через бумажку, чтобы не пачкать руки. Можно сделать штампы специально, например, из пенопласта. Можно использовать геометрические фигурки (треугольники, кружки, квадратики). Техника простая: надо мокнуть штампик в краску и перенести краску на бумагу. Не надо держать кисточку и делать мазок.
Не нужно специальных материалов: потребуются акварель, бумага, луковица или морковка, блюдечко с водой. Все это подходит для детей от 1-1,5 лет, раньше, чем ребенок способен контролировать нажатие кисти. А давать со всей силой на штампик - занятие, развивающее детскую моторику (если дать ребенку делать это самостоятельно). Это не требует никаких особых навыков, но приучает к аккуратности. Штампиками можно изобразить заготовки под букеты, пейзажи и абстракцию. Такой "урок" длится 15-20 минут. Он приучает иметь выделенную рабочую обстановку для "мокрых" и "грязных" занятий. Для подросших детей, школьников и взрослых аналогичные занятия можно проводить акрилом на темной бумаге с использованием различных листьев. Листья покрываются акрилом контрастного к бумаге тона, потом сверху лист тонируется той же краской, что и фон, но в большем разведении. Повторяя эту операцию, мы получаем эффект глубины (листья проступают через слой воды). Это красивая декоративная работа на композицию.
Идея вторая. Тайное послание парафином (живопись). Варианты: контур с использованием клея ПВА или клея из термопистолета
Рисование с использованием парафиновой заготовки - это базовое упражнение, чтобы научиться держать кисточку. Для малышей оно идеально, так как уводит от размышления о форме и композиции, но позволяет получить яркий результат. Для взрослых это возможность поиграть с ребенком и сделать совместную красивую открытку для близких. При этом взрослая часть не перевесит детскую. Взрослый в этом сюжете берет обычную парафиновую свечу и на белой бумаге рисует контур любого объекта - это может быть рыбка, петушок, снежинка, зайчик, солнышко, самолетик, все, что любит ребенок. Для детей побольше можно написать какую-нибудь надпись. На белом листе контура практически не будет видно. Дальше ребенку предлагают краски (акварель, это важно, гуашью парафин закрасится и рисунок может не получиться) и кисточку. Акварель будет скатываться с жирного парафина, оставляя красивые белые контуры. Все это можно сделать на картоне (вырезать заготовку) или на целом листе. Задача ребенка - раскрасить лист и увидеть, что получилось. Это хороший способ украсить дом или елку на Новый год своими собственными изделиями, если подобрать заготовки по размеру и форме.
Если хочется сделать работу более эффектной, можно взять цветную плотную бумагу и нанести контур рисунка клеем ПВА или клеевым пистолетом. Такую заготовку надо сделать заранее, чтобы клей полностью высох. Особенность такой техники в том, что она объемна. Далее малыш ракрашивает заготовку, на цветной бумаге для этого хорошо подходит сухая пастель. Вне зависимости от качества штриховки, работа будет смотреться очень эффектно за счет сочетания фактур и объемной графики. Это первые подводящие упражнения к штриху, потому что ребенок сможет экспериментировать с направлением и силой нажатия пастели, тренировать точность в раскрашивании. То есть работа имеет методическую ценность.
Идея третья. Рисование на слое клейстера (живопись, графика)
В случае рисования клейстером заранее заваривается крахмал, детям выдается каждому по баночке. Дети наносят крахмал на толстую бумагу широкой кистью или силиконовой лопаткой. Нужна аккуратность, клейстер мягкий и податливый. Затем нужно взять кисточку и очень аккуратно распределить акварельную краску по свою клейстера. После этого можно перевернуть кисть и острым торцом кисти сформировать на клейстере графические элементы (чешую, шерсть, глаза, перья), выбирая лишний слой окрашенного клейстера и формируя белые линии или штрихи (углубленные относительно окрашенного слоя). Можно разделить эту работу с ребенком, тогда малыш формирует яркий фон, а графические элементы делает родитель. Потом работу тщательно просушивают. Результатом станет объемное изображение на бумаге или (если вырезать) - самодельная плоская, но плотная игрушка из картона.
Идея четвертая. Пена для бритья как основа печати (живопись)
Нужен одноразовый кулинарный противень из фольги, либо любая другая плоская форма с бортиками. В форму выдавливается слой пены для бритья (достаточно 2 сантиметров). С этого момента рабочее поле готово, его можно раскрашивать акварелью или разбавленной гуашью. Краска должна быть жидкая, чтобы в ней было много воды, чтобы она могла свободно капать с кисточки на пену. Основной прием рисования следующий: нужно капнуть краску на пену, а потом торцом кисточки "растянуть" эту каплю в рисунок - звездочку, спираль, перышко, паучка, солнышко или что-то другое. Получается абстрактный рисунок, давление на кисть не имеет значения, поэтому этим могут заниматься самые маленькие дети 1-1,5 лет. Когда работа на пене завершена, взрослый берет самую тонкую простую бумагу для принтера, кладет бумагу на пену, аккуратно прокатывает валиком (рукой или широкой лопаткой) и поднимает рисунок наверх. Потом нужно дать рисунку хорошо просохнуть. Пена высыхает и остается абстрактный рисунок, немного похожий на эбру. Получившуюся раскрашенную бумагу очень эффектно использовать для коллажей. Это усложняет эффект коллажа и делает его по настоящему авторским. Это срабатывает и для результатов работы в технике эбру.
Идея пятая. Рисование на воде, эбру (живопись)
Здесь процесс полностью эквивалентен предыдущему, но в качестве основы используется специальный химический раствор для эбру. Он продается в готовых наборах, приготовить его нужно заранее. Для создания композиций также используются плоские лотки, они должны быть чуть больше листа бумаги, на котором будут сделаны отпечатки. Каждый участник процесса рисует в своем лотке. Профессиональные материалы дают очень большую насыщенность цвета и тонкость, поэтому лучше иметь для каждого взрослого и ребенка отдельную емкость и свой набор инструментов. В раствор художник капает краску, она круглой капелькой (как масло на воде) растекается по верхней пленке жидкой основы. Далее палочкой проводя штрихи между концентрическими растекшимися каплями или между разными областями, можно объединять цвета и давать им взаимодействовать. Даже в любительском исполнении это очень ярко и эффектно. Процесс медитативный, расслабляющий. Вынести из него результат можно, если аккуратно поместить в раствор бумагу (ткань, холст) и одним уверенным движением поднять ее за одну сторону, а потом - просушить. В отличие от предыдущих "детских" вариантов, перенести результат можно достаточно точно, с высокой степенью проработки и детализации. Важно дать мамам и малышам рисовать отдельно, ребенку нужна помощь только при переносе результата на бумагу.
Идея шестая. Совместное заполнение бумаги больших форматов (живопись)
Такое занятие нужно проводить на хорошо моющемся полу (кафель или подобное, и точно нельзя на ламинате). Мы обычно используем оборотную сторону бумажных обоев или крафт бумагу в рулонах. Нужно отмотать большой фрагмент бумаги с запасом (метра два). Бумага должна впечатлить своим форматом. Ребенку хорошо иметь совсем простую одежду, которую не жалко испачкать, потому что он будет ползать на коленках вокруг поля для рисования. Участникам предлагаются краски (акварель легче отмывается от пола и одежды, чем гуашь) и много кистей большого формата. Дальше задается какая-то тема, например, пейзаж (море, горы, небо, солнце, радуга). Цель - раскрепостить малыша и маму, если семья рисует вместе. Мама просто не может проконтролировать такой большой формат рисунка и отпускает малыша на волю. Это совместная работа, где каждый может выразить свой темперамент. Ребенок чередует наблюдение с рисованием, и даже когда он просто стоит и смотрит, это его впечатляет.
Если ребенок отказывается рисовать, но вам непременно хочется включить его в процесс, то можно предложить ему лечь на бумагу, обвести его по контуру и потом этот контур раскрасить. Тогда ребенок становится участником процесса. В летнем варианте на пленэре ребенку даже не надо ложиться, можно попросить его встать рядом и обвести его тень.
Идея седьмая. Ниточка с краской (развитие фантазии)
Для этого задания надо развести краску в маленьких пиалах (лоточках). Приготовить ниточки по 50 см. Сложить каждую ниточку вдвое. Держа за петельку, окунуть в краску, положить на лист и прижать вторым листом. Из прижатого состояния ниточку вытащить. Повторить в другом цвете до получения интересной композиции. Получается симметричная необычная картинка, которую можно довести тушью, красками или фломастерами до осмысленного сюжета. Для малышей это включает фантазию и развивает воображение по превращению полученной формы в сюжетную картинку. Можно показать трансформацию сюжета на примере, можно оставить как есть (для самых маленьких). Это тоже хорошая работа на взаимодействие в паре, когда ребенок тянет за ниточки с краской, а взрослый доводит получившиеся линии до осмысленного результата графикой. Все эти приемы не так просты и для взрослых, не зря в эпоху модернизма ими занимались профессиональные художники. Они могут иллюстрировать практику не-делания в эзотерике, когда человек стремится создать что-то, ему категорически не свойственное. Ведь каждый художник знает, что его "почерк" (личность) проявляется в каждой линии, а тут изначальные формы имеют элемент случайности и личностью не обусловлены. Добавляя к случайным линиям графику, мы привносим туда себя, но одновременно имеем шанс развить и применить свое искусство в более разнообразной первооснове. Таким образом, можно подать этот процесс как чистое баловство, а можно - как поиск и исследование (вспомним пятна Роршаха в психологии). И как его подадите вы, зависит только от вас и вашей аудитории.
Идея восьмая. Цветы из коробки от яиц (прикладное творчество)
Пример задания, на котором можно потренировать вырезание. Это самая простая бумагопластика. Яичные лоточки мы приносим уже разрезанными. Остается придать им форму цветов, раскрасить и дальше собрать из них ту или иную форму. На день космонавтики можно было превратить формочки в звезды, на новый год - в елочки. Это одно из самых узконаправленных занятий, но дети проходят его с удовольствием. Для старших детей можно сделать такой урок подводящим к изучения творчества Клода Моне (кувшинки в пруду), раскрасив кувшинки в импрессионисткой манере и дав задание рисовать уникально и неповторяться. Множество кувшинок, наклеенных на большой общий фон, может быть практической иллюстрацией к рассказу о позднем творчестве Моне, нарисовавшем около 250 картин с кувшинками.
Идея девятая. Практика с гуашью и акварелью. Выкраска фона - отдых - рисунок на фоне (живопись)
У малышей первое время после знакомства с красками есть тенденция намешивать все в кучу, получая "не вкусный" коричневый цвет. Задания с выкрасками фона (а мы их делаем достаточно много) позволяют научиться работать с палитрой, смешивать краски и разделять цвета на листе. Для детей постарше можно рассказать про цветовую гамму (теплую, холодную) и наносить рисунок на фон не полным набором красок, а в выбранной гамме. Фон заполняется краской полностью (это опыт оформления работ - работа должна быть закончена, в природе нет белого цвета). Далее делается перерыв на другие занятия, например, на игры или короткую прогулку, после чего малыши возвращаются к своим (подсохшим) листам бумаги и наносят на них сверху рисунок. Рисунок может быть любой по теме - веточки, цветочки, листики, птички, самолетики и другое. Подросшие дети рисуют поверх выкрасок то, что хотят, совсем маленькие могут работать, раскрашивая шаблоны, вырезанные педагогом, и эти шаблоны потом просто подклеиваются на лист с заранее сделанным фоном.
Идея десятая. Пленэр. Изучение мира через рисунок (графика)
Малышей на пленэр классно водить вместе с подросшими детьми или взрослыми (чтобы это был не детский сад на выгуле, а разновозрастная группа). Малышам полезно видеть, как взрослые увлеченно рисуют. Это новый для них опыт: рисовать с натуры можно реалистично. Ребенок не всегда будет стремиться это делать. Он может прийти в парк с черепахами и уточками и нарисовать черепах и уточек. А может прийти туда же и нарисовать гномиков, которых почему-то там сегодня нет. Это нас ни сколько не смущает, даже развлекает. Не только как контакт с другой реальностью, но и как контакт со своей фантазией, которому и парке случиться не стыдно. Ну а кроме шуток, насмотренность детей надо развивать. Очень часто, когда мы идем с ребенком куда-то по делам, мы не даем ему досыта насмотреться на то, что ему интересно. А тут мы не только даем время, мы делаем на этом акцент. Мы очень много рисуем с детьми на пленэрах. Используем окрестные парки, зоопарки, аквариумы и террариумы, набережные и музеи. В каждом из них мы рисуем, и не по одному разу. Результаты подробно можно посмотреть по ссылкам, там же мы рассказываем как этот опыт срабатывает для детей постарше и взрослых. Отличительная особенность рисования малышей на пленэре - интерес к миру и огромное количество вопросов про все вокруг, которые поднимаются по ходу. Это и окружающий мир, и природоведение, и изучение животных, и рисование, и физкультура. И это хорошо, потому что дает очень полный и насыщенный чувственный опыт.
Идея одиннадцатая. Пленэр. Раскрашивание природных материалов (живопись)
Как правило, на пленэре мы рисуем в блокнотах для набросков или на бумаге, закрепленной на планшете. Но это не обязательно. Именно самые маленькие дети (хотя не только они) с удовольствием разрисовывают природные объекты. Если мы рисуем на лестнице или асфальте, то лучше взять мел или гуашь, чтобы рисунки смыло дождем. Но когда мы рисуем на маленьких камушках на пляже, можно взять акриловые краски или акриловые маркеры и результат станет устойчив. Если потом покрыть эти камушки акриловым лаком и закрепить рисунок, можно использовать их для вторичных изделий.
Идея двенадцатая. Заполнение плоских и объемных форм воздушным пластилином (живопись, прикладное творчество)
Воздушный пластилин на плоских поверхностях позволяет интуитивно приблизиться к технике пуанлизима. Можно наглядно показать ребенку, что такое мазок. Когда большие поверхности (воздух, листва, трава) заполняются не единым цветом, а близкими по тону цветными пятнами. Для этого лучше иметь большой набор пластилина с богатым выбором смежных цветов. В объемном же варианте, когда пластилином украшаются, например, простые пластиковые елочные шарики и превращаются в самобытные игрушки, ребенок нуждается в помощи взрослого. Первый шаг - гладко залепить шарик пластилином - как ни странно вызывает больше сложностей, потому что воздушный пластилин не очень послушен. Мелкие детальки - глазки, носик, ушки - ребенку сделать проще. Пластилин прекрасен для развития мелкой моторики. Эти занятия готовят к скульптуре и лепке, которыми вам может захотеться позаниматься на следующем шаге.
Идея тринадцатая Небольшие предметы с натуры (графика)
Рисование с натуры заставляет человека думать своей головой, а не срисовывать работы педагога. Это включает множество нейронных связей и имеет огромный развивающий эффект. Мы очень любим подобные занятия и уже подробно писали про них. В случае подросших детей и взрослых на рисовании небольших предметов с натуры мы отрабатываем технику штриха. Для малышей это задача очень сложная. Но это тренирует руку и готовит ее к письму в гораздо менее скучной форме, чем детские прописи и нудная штриховка геометрических фигур. Не все малыши берут задачу как у взрослых (графика в карандаше), хотя есть и такие. Некоторые предпочитают взять краски и изобразить объекты без лишнего вырисовывания деталей. Мы считаем полезным этапом и то, и другое. Отдельным большим "фантом" является возможность нарисовать объект и съесть. Для малышей это большая радость, особенно, когда клубнику или другую ягоду мы приносим в начале сезона, когда ее еще не было на столе. Да и яблоки с морковками вызывают не меньше радостных эмоций, только приходится следить, чтобы модель была сначала нарисована, потом съедена.
Идея четырнадцатая. Животные игрушечные и настоящие (графика)
Дети очень любят рисовать животных. Именно животных хорошо рисовать не только красками, но и карандашом. Мы использовали тему животных, чтобы образно рассказать ребенку про технику штриха. У животных есть шерсть, и это повод сделать карандашом много маленьких движений. Шерсть растет в определенном направлении и это тоже практика штрихофки - штриховать надо по форме. Не всегда малыши "берут" штриховку сразу. Например, вместо принесенного на занятие игрушечного мишки, наши малыши нарисовали совсем другого мишку с утенком и семейку фламинго красками. Но они обратили внимание, что старшие дети и взрослые использовали штрих. И буквально на следующем занятии уже по памяти, нарисовали других животных. Домашнюю кошку (донской сфинкс - голая кошка без шерсти) и ёжика в траве. Видно, что в обе работы графичны, в них уделено большое внимание фактуре и форме и разнообразно использован штрих. Обратите внимание - это переломный момент. Это подводящие задания к изображению объема. До трех лет мы учимся рисовать форму одной линией (логическое развитие этой техники - комиксы). Здесь мы делаем форму фактурной и объемной. Следующим этапом будет передача объема через светотень - это прием для младших школьников и это последовательная логика развития детей в графике.
Идея пятнадцатая. Фигурки из лыка (прикладное творчество)
Мы чередуем занятия, посвященные рисованию (в широком смысле слова) с занятиями, на которых что-то мастерим. Это праздничные занятия, которые обычно идут по разряду мастер-классов и требуют больше подготовки и больше терпения и внимания по ходу. На таком занятии педагог за 1,5 часа ни разу не отвлечётся и ни разу не присядет (удобнее проводить эти задания вдвоем). Тем не менее, мы на них идем. Зачем? Хотя бы даже для того, чтобы в них поучаствовали наши собственные дети. Ценность таких занятий в том, что если один раз показать ребенку пример и показать достойно (так, чтобы это увлекло), то ребенок потом сможет заниматься подобными вещами месяц. Он сможет сам делать куколок из травы, ниток и лыка. Для этого достаточно дать волшебный пинок и объяснить принцип. Для таких куколок нужен пакет лыка (продается упаковками), разнообразные кусочки ткани с этническим рисунком, прочные нитки, хорошие ножницы. Преподаватель показывает готовое изделие, а затем шаг за шагом последовательно инструктирует группу как сделать человечка самостоятельно. Сложность в синхронизации ритмов в том, чтобы малыши не тормозили, а старшие не скучали. Ритмы легче совместить двум преподавателям (один идет вперед, другой помогает отстающим). Когда дети переходят к украшениям человечков, они начинают действовать более самостоятельно. Если ребенок все понял и закончил, он может сделать вторую куколку или помогать младшим.
Идея шестнадцатая. Сюжет вокруг героя (компоновка, композиция, фантазия)
Маленькие дети сначала рисуют героя (маму, папу, домашнее животное, сказочного персонажа), а потом главному герою будут создавать "условия для жизни" - среду вокруг него. Это обычно бывает домик, дерево, солнышко, трава, земля, что-то очень простое. По умолчанию ребенок не станет отрабатывать весь сюжет. И это работа взрослого, начать задавать вопросы: "А где он у тебя живет?", "А есть ли у него домик?", "Может он хочет ягодок покушать или цветочков пособирать, давай нарисуем ему цветочки?", "А папа любит машины? Давай нарисуем машину", "А может это космонавт? Тогда вокруг будут звезды", "Какая тут погода? Солнышко светит или идет дождик?" И это переход к сюжетной композиции. А сюжетная композиция малышом воспринимается исключительно через игру. Финальной точкой работы является состояние, при котором в рисунке есть персонаж и есть окружение, и лист заполнен целиком. Такие совместные размышления о сюжете выводят ребенка из зацикленности на объекте и превращает рисование в придумывание целостного мира.
Идея семнадцатая. Пейзаж на пленэре и в классе (живопись, графика)
Собственно пейзаж хорошо начинать рисовать через пленэр. В классе рисовать пейзаж можно, но это не вызывает большого эмоционального отклика, пока ты сам этот пейзаж не увидишь. На пленэре мы смотрим, пытаемся срисовывать с натуры, думаем о том, что и как нарисовать, оцениваем, похоже ли получилось. Мы ищем приемы - как показать воду, небо, дерево, горы. Для каждого изобразительного средства (красок, карандашей цветных или простых, пастели) они свои. Каждый объект должен быть похож (не очевидно, как этого добиться). Задача может усложниться: мы будем рисовать не просто хорошую погоду, а ветер, стихию. Будем смотреть, как меняется природа, когда дует ветер. Учиться передавать не статичные состояния. Разбирать тон и отношение тонов (что темнее - земля или небо), передачу погоды (ясный или пасмурный день, закат, сумерки, ночь). Самым маленьким детям очень помогает цветная бумага. Она убирает необходимость заполнять весь лист цветом, им остается показать объект. Мы много рисуем пейзажи во всех возрастах и в разных техниках, возвращаемся к ним время от времени, чередуя с другими задачами. На пленэре малышей очень организуют в пользу рисования предметы антуража: папочки, планшеты, бумага. Это помогает им достойно справляться с вниманием окружения, ощущать себя большими и важными.
Идея восемнадцатая. Этнографическая тематика. Индия. Магниты-слоны в технике папье-маше (прикладное творчество)
На своих занятиях мы обязательно знакомим детей с необычными прикладными техниками. Среди них есть и занятия в технике папье-маше (пер. "жеванная бумага"). В данном случае занятие в индийской тематике. Индусы очень любят папье-маше, они делают в этой технике колокольчики, карнавальные маски, вазы, блюда. Есть известное индийское прикладное искусство - кашмирское папье-маше (покрытое кашмирским лаком оно довольно практично и устойчиво), настолько тонкое и сложное, что трудно поверить, что в его основе лежит бумага. Ну а нам всегда хочется, чтобы прикладной урок закончился чем-то, что можно унести с собой - изделием. Поэтому мы делаем что-то вроде таких слоников-магнитиков. На первом занятии дети делают массу для папье-маше, нарывают бумагу, замешивают с клеем, формируют фигурки (маленькие работают с готовыми шаблонами слоников). Потом это все сохнет. На следующем занятии мы раскрашиваем фигурки (с примерами индийских орнаментов), покрываем их лаком и, с помощью взрослых, приклеиваем глаза-бусины и магнитики с обратной стороны на клеевой пистолет.
Идея девятнадцатая. Этнографическая тематика. Индия. Граттаж (графика)
Граттаж - одновременно и декоративно-прикладное искусство, и графика. Это вид изображения, в котором рисунок выцарапывается острым предметом на бумаге. На первом шаге надо подготовить лист - раскрасить акварелью (гуашь более жирная и будет сцарапываться). Следующим слоем поверх акварельной выкраски лист закрывается парафином. Нужно закрыть толстым слоем весь лист, натерететь от души. Этап "грязный" (мусорный), но важный. Следующим слоем накладывается тушь, у нас туши не было, мы наложили гуашь (как правило темного цвета - черную, синюю, фиолетовую). Все это просушивают. Берут зубочистки или черенки от кисточек (можно не пишущую ручку или что-то подобное) и процарапывают рисунок через слой гуаши. Получает эффект графической инверсии. Если первый слой был цветной в нескольких цветах, то финальное изображение получается яркое, декоративное, насыщенное.
Идея двадцатая. Этнографическая тематика. Искусство народов севера (живопись, графика, бумагопластика)
Любые энографические занятия лучше проводить сериями. Отдельный урок забудется и сольется с фоном, серия занятий оставит глубокий след в памяти. С подросшими детьми мы стали организовывать уроки по истории живописи, разбирая работы отдельного художника целый месяц. С малышами легко и интересно проводить серии по 3-4 урока, причем народное творчество (Россия, Африка, Китай, Австралия и др.) малышам заходит великолепно. В любой народной традиции много прикладных практик. Много сказок, житейского опыта, историй, необычных особенностей быта. Знакомить малышей с этим всем очень естественно (как сказку рассказать) и это очень обогащает их опыт. Одно из занятий мы посвятили жилищам - делали чум из бумаги, помещали внутрь маленькую лампочку (электрическую свечку). Другое занятие отвели костюмам, дети разрисовывали человека в национальном костюме характерными орнаментами. Еще на одном занятии мы рассказывали про северных животных, причем брали не только реалистичные примеры их изображения, но и сказочные (показывали книги Геннадия Павлишина) и рисовали разных животных (оленей, тюленей, белых медведей, собак, волков). На финале мы рисовали большую сюжетную композицию, собирая в одном рисунке гуашью все элементы.
Идея двадцать первая. Костюмы (маски) из бумаги и картона
Дети очень любят делать маски. Мы делали маски в разных стилистиках - к праздникам (на Хеллоуин и Новый год), маски в разных этнографических стилях (Африка, Америка, Венеция), плоские, объемные, маски-капюшоны. Занятия игровое и достаточно простое. Маленьким детям можно давать готовую форму маски для раскрашивания и, если это маска животного, то можно из одинаковой заготовки изобразить очень разных животных. На таких простых заданиях можно показать ребенку, что маска нарисованная красками ярче, чем карандашом. Можно показать, как рисовать глазки или шерстку. Можно обратить внимание, чем животные отличаются друг от друга, детально их рассмотреть. Можно усложнить задачу, добавить бумагопластику или коллаж, нарастить маску объемными элементами. Маске принцессы добавить ресницы и волосы, котику сделать усы, волку - зубы или нос, индейцу - перья. Для старших это целостная работа (взять шаблон, обвести, вырезать, раскрасить, дополнить украшениями и элементами) и это - прямая дорога в культурное наследие (какими именно элементами в разных культурах было принято что украшать), здесь же может быть рассказ о той или иной культуре в том объеме, как вы этого захотите.
Идея двадцать вторая. Рисуем мелом на улице и в классе (графика)
Мы часто рисуем мелом в хорошую погоду, когда нам не сидится в классе. Можно разнообразить простые прогулки, рисуя мелом не только классики, но и что-то более фантазийное. Хороший вариант для совместного рисунка - обвести силуэт взрослого или ребенка и раскрасить. Совершенно не обязательно раскшивать его в виде человека, можно превратить в любого сказочного персонажа - например, в кота. Тем не менее, если уж мы легли на асфальт и дали себя обвести (а дети дают это делать с удовольствием), то получается фигура довольно грамотная с точки зрения пропорций тела. И это опыт. Мел как средство рисования обладает прексными свойствами. Он легко отстируется, его легко брать с собой, он бывает разноцветным. Для компании детей мел может стать средством анимирования праздника. Это игровое, насыщенное, коммуникативное занятие, развивающее воображение и раскрепощающее. Стоит обратить внимание ребенка, что заштрихованные картины на асфальте смотрятся намного ярче и эффектнее, чем просто обведенные контуром. И это практика штриховки. Баланс между линиями и заштрихованными пятнами очень хорошо объяснять старшим детям на примере мела.
Идея двадцать третья. Акрил в руках детей. Невозможное возможно (живопись)
Помните, с чего началась вся эта статья? С присутствия ребенка в мастерской деда. Есть такая практика в семьях художников. Алиса Берк, например, пишет, что ее дочь половину рабочего времени играет и рисует в ее мастерской, а другую половину - в мастерской отца. Конечно, в руках таких детей рано и плодотворно могут оказаться профессиональные материалы - акрил и даже масло. Есть, наверное, те, кто это категорически запретит. А мы не видим в этом смысла. Самое главное для детей, которые работают с профессиональными материалами, чтобы они находились в рабочей обстановке. Чтобы они дифференцировали, где, когда и что можно, а что нельзя. Потому что в обычной квартире профессиональными материалами можно крепко испортить стены. Мы рисуем акрилом на стенах в жилых помещениях. Но детям дома акрил, естественно, не даем. Зато в мастерской у них есть шанс все попробовать и почувствовать разницу. Малышам мы выдавливаем немного краски на одноразовую тарелочку, даем мастихин, объясняем, что акрилом не рисуют руками и в рот его не кладут. Часто еще край бумаги заклеиваем изолентой, чтобы оставить чистым стол (а картина при этом приобретает симпатичную рамку). И - вперед!
Идея двадцать четвертая. Коллажи из бумаги и ткани, смешанная техника (компоновка, композиция)
У коллажа много преимуществ. Во-первых, это отличная тема для смешанной группы, потому что он годится для работы от нуля до любого возраста (0-100+). Коллаж может соединить вашу мысль с любой формой современного и классического искусства. И это позволит многое осознать. Во-вторых, это отличный способ тренироваться в компоновке и композиции. Если ребенок нарисовал свою фигуру по центру листа, а другие фигуры на этот лист уже не влезают или оказываются не соразмерны, можно все вырезать, взять лист побольше и превратить работу А4 в работу А3. В-третьих, коллажи - самый простой способ избежать слез и исправить ошибки. Если ребенок рисовал, имея задумку, и вдруг что-то пошло не так - вырезаем, пересобираем, добавляем. В общем, вуаля! В-четвертых, коллаж позволяет в одной работе "подружить" творчество годоваса и его мамы. Если годовас наваял эффектных пятен на выкрасках, а мама вырезала из них что-нибудь и скомпоновала - вот вам туманности, звезды, планеты, ракеты - Космос! В-пятых, коллажи - естественное продолжение смешанной техники. Если мы разрешаем рисовать в одной работе карандашами, фломастерами, красками и чем бы то ни было еще, почему бы не пойти дальше и не разрешить подклеить туда бумагу, вату, блестки, мишуру, ткань, обертки, газеты, вырезки из журналов, перья, да все, что угодно. В-шестых, коллаж позволяет показать то, что мы пока не умеем рисовать. Можно найти это где-нибудь и вклеить. И нечего, будет прекрасно. И если вы не считаете это искусством, вы можете сильно поспорить об этом с Энди Уорхоллом. И, наконец, в седьмых, это еще и повод поиграть. Потому что пока мы все не склеили, все можно подвигать и устроить мультик.
Идея двадцать пятая. История живописи с малышами. Пример - Жоан Миро (живопись, графика, прикладное творчество)
Если вы дошли до этого раздела, значит у вас уже не совсем малыши и они очень много умеют и знают. А это значит, что для них (вместе с вами) отрыта вся мировая живопись (скульптура, архитектура) - только присмотрись. И если вы сомневаетесь, что ваши дети это потянут, то мы сошлемся на мировой, и, в частности, европейский опыт, где с самого начала принято давать рисование малышам на примере творчества знаменитых художников. Все художники для этого подходят, вопрос исключительно в заинтересованности преподавателя и адекватной подаче. Это может быть работа по живописи, архитектуре, графике, прикладному искусству, скульптуре, моделированию. Мы здесь приводим Жоана Миро, потому что это человек-оркестр, он все это умел (еще и стихи писал). Плюс он нес в своих работах особый заряд радости, для детей очень нужный и полезный. Мы наблюдали в доме-музее Миро в Барселоне, куда водят экскурсии детей, как дети, смотря его работы, радуются и хохочут. Уроки живописи по Миро в Испании начинают давать с 4-х лет. И они не считают это ранним, для них это - норма. Мы напишем про Миро отдельно, о цикле занятий по Миро (а мы занимались им целый месяц - 12-16 уроков), занимались графикой, рисунком, бумагопластикой и ткачеством, учили детей ткать простые гобелены с использованием книжки и двух линеек. Дети безусловно запомнили Миро и запомнили с радостью, некоторые из них весь этот месяц ткали гобелены дома, дополнительно к занятиям. Мы очень рекомендуем вам в этом месте, если вы уж до него дошли, не останавливаться, а продолжить исследовать вместе с детьми все то, что дала нам мировая культура.
Резюме
Каждое занятие, в котором участвуют малыши, имеет анимационную составляющую. Тут и завязка, и интрига, и кульминация, и развязка, а иногда (но не обязательно) - возможность унести что-то с собой (малыши это любят). Здесь даны далеко не все возможные сюжеты, просто одна статья не может уместить всего. Когда смотришь на результаты спустя учебный год, кажется что у нас очень счастливые дети. Что нам удалось (помните начало статьи) создать ту обстановку творческого котла, в котором варится волшебное зелье. И малыши не могут остаться к нему равнодушными. И растут гигантскими шагами вместе с этими уроками. Когда малышка, которая пару лет назад через раз попадала кисточкой по листу бумаги, берет этот самый лист и уверенной рукой заполняет его весь, сртоя композицию и прорабатывая в деталях целостный сюжет, это кажется чудом. А мамы подумывают, не родить ли им еще парочку детей, чтобы подольше побултыхаться в теме безбашенного совместного творчества. И ведь это начальный, базовый шаг, дальше все еще интереснее. Это счастливый возраст, когда родители еще не слишком думают о достижениях, медалях и формальной подготовке к взрослой жизни. Он становится расцветом интереса к миру в целом и к рисованию в частности, и некоторым детям удается сохранить и развить эту тему в дальнейшей жизни. Ну а мы поможем им в этом.
Ссылки:
- Как научить ребенка рисовать? Наш опыт с детьми от 2 до 7 лет. Делаем рисование совместным
- Шумное рисование (фильм). Как учить рисовать ребенка от 2 до 7 лет по возрастам. Практика. Методика
- Занятия с детьми в семейном формате. Что делать, если маме надоело ждать ребенка в коридорах? Интересная жизнь для родителей, которым не лень