Контекст: У нас в Геленджике в феврале и марте начинаются теплые дни, когда всем, и детям, и взрослым, очень хочется на улицу. В это время погода настолько контрастная, что либо холодно и льет дождь, либо так тепло, что кажется, что наступило лето. Такие дни местные называют "февральскими окнами", но они не длительны и не всегда предсказуемы. При этом все понимают, что уж если окно наступило, то надо идти греться, а не сидеть в классе. Так и в нашей группе в это время года часты спонтанные выходы на рисование на улицу.
Локация. Для хорошей погоды в Геленджике подходит набережная, где много мелких архитектурных форм, морские пейзажи, кораблики, растения, цветы и люди. Но именно в этом году набережная перекопана, так что мы стали ездить в Андреевский парк. Андреевский парк богат на сюжеты и фактуры, там есть оформленный пруд, храм как большая архитектурная форма, беседки, скамеечки и фонари как малые архитектурные формы, различные деревья и цветы, животные (черепахи, птицы, ящерицы, лягушки), люди (жанровые сцены, портрет). Парк крут хотя бы даже тем, что сев на одно место, можно рисовать очень контрастные сюжеты по четырем направлениям. В сюжетном плане Андреевский парк даже богаче (и намного компактнее), чем набережная.
Продолжительность и формат: уроки по 60-90 минут. Пленэрные уроки можно проводить парами, в этом случае работа на пленэре используется в качестве эскиза или этюда и потом дорабатывается в классе. Можно проводить уроки рисования набросков автономно, они являются самоценными.
Цель: наработать практику рисования объектов, интересных ученику. Наработка индивидуальной базы насмотренности объектов разного типа. Работая с набросками мы учим детей идти от первоистоков. Есть разные пути воплощения своей идеи, можно идти от культурных аналогов (насматривая работы других художников), можно идти от объекта. В нашей практике мы позволяем ученикам (взрослым и детям) развиваться и так, и так. Побочный эффект такой насмотренности проявляется в развитии внимания. Ученики, отрисовывая объекты, начинают лучше видеть их в окружающем мире вне уроков рисования.
Материалы: блокноты для набросков с твердой обложкой или бумага и планшет, простые мягкие карандаши, ластики, точилки, цветные карандаши.
Что отрабатывается: умение малыми средствами (карандаш, графика, штриховка) достоверно передавать объект и показывать его свойства, создавать полноценную работу.
Сюжеты
Фантазии на тему окружения
Художники не делают точных копий. Их главная задача - создать образ. Как ни странно, детям это известно сразу. Многим детям скучно рисовать предметы как таковые. Вольнорастущий ребенок не станет просто рисовать объект с натуры, как это делает взрослый художник. Фантазия ребенка сделает свою работу и будет доминировать в сюжете. Главным станет образ. Например, мальчику предлагают нарисовать кору дерева, а он видит в ней лицо женщины и передает это в своем рисунке. Есть дети, у которых образный тип мышления превалирует, и это очень правильно для уроков рисования, это тип мышления, который мало стимулируется обычной школой. Художник - не машина для срисовывания. Он создает осмысленный образ на основе объекта, который ему понравился. Здесь мальчик не просто рисовал черепаху, которая при этом передана достоверно (и для этого ему нужен был выход на натуру и рассматривание живой черепахи, контакт с нею). Но он добавил в свою работу сюжет, посадил черепахе на спину бабочку, создал вокруг нее вихрь веточек и листьев. Чтобы сделать свой образ для зрителя правильным (чтобы зритель узнал объект) он добавил точных деталей - когти, форма, узор панциря черепахи. Эти детали достоверны. Все остальное - образ (образ весны с бабочкой и зеленым вихрем вокруг недавно проснувшейся черепахи). Перспектива искажена, но она искажена намерено, чтобы достичь эмоционального эффекта. Здесь есть объект, нарисованный правдиво и есть фантазия вокруг него. Вместе с тем, эта фантазия улавливает весеннее настроение, которое не было бы таким весенним, если бы мальчик рисовал в классе. То есть определенный эмоциональный контекст натура дает лучше всего. Если бы мальчик не имел возможности рассмотреть черепаху, он не смог бы передать свою фантазию так удачно. Мы обманываем зрителя достоверным изображением одного объекта. Черепаха достоверна и зритель не обращает внимания, что веточки не летают, и что бабочек еще нет в это время года. Он считывает проснувшуюся черепаху и весну.
Исследование формы
Это эскиз взрослого человека. Взрослому пленэр интересен для изучения формы. И задача учителя - направить внимание ученика на то, чтобы он не просто срисовывал каждый новый объект, а научился видеть в нем простые объемы. Это необходимый шаг при работе портретиста и анималиста, да и в принципе в работе любого рисующего человека. Это включение осознанности в рисование. Мы не просто срисовываем, но думаем о том, характерен ли то или иной угол, каким могло бы быть сечение каждого слоя, на каком уровне должны начинаться глаза и рот. Нужно постоянно сравнивать пропорции (панцирь - голова, глаз - голова и так далее). Мы постоянно анализируем размер, перспективу, ракурс. И на живой натуре это сложнее, чем в классе на кубах и кувшинах. Вспомогательное средство в виде фотографии на натуре тоже может использоваться. Но по нашей практике присутствие живого объекта очень помогает даже на первых шагах, когда ученик выбирает статичный объект, тем более при наблюдении объекта в динамике.
Поиск композиции для создания большой работы
Это зарисовки другой направленности. В данном случае человек тоже имеет образ или идею большой картины и выходит на пленэр, чтобы набрать материал для нее. Это необходимая часть работы - посмотреть как объект выглядит в жизни, его объемы, его пропорции, фактуры и пластичность. Для этого художник делает наброски под определенную цель. Это может быть набросок для поиска композиции (акварель на тему "Пасха" с церковью и прудом). В этом случае художник делает много набросков с разных ракурсов, чтобы поймать удачную композицию для передачи соотношения размеров церкви, пруда, деревьев в окружении. Аналогично решаются не только пейзажи, но и картины других жанров. Художник приходит на пленэр осознанно под ту задачу, которая поставлена изначально и прорабатывает ее. Для художника любая большая работа - это процесс. К каждой из них он отрисовывает большое количество этюдов и сохраняет их в своем архиве, чтобы в последствии при необходимости разработать.
Портретные зарисовки
Еще один "взрослый" сюжет - порисовать на пленэре портреты людей или друг друга. Наброски портретов изначально рисуют очень быстро, из расчета, что человек в любой момент встал и ушел и каждая линия оказаться финальной. Поэтому схожесть пытаются передать конкретной линией. В наброске нет задачи достоверной проработки деталей. Главное в нем - поймать момент (для жанровой сцены) или характер (для портрета). В таких набросках мы тренируем свою руку нас слушаться. Мозг учится точно копировать линию. В данном случае после того как модель ушла, мы на ее премере разобрали строение лица и возможность его утрировать в шарже, чтобы помочь рисовавшему улавливать характерные черты. Оговоримся, что объемы лица изучают в студии отдельно (на примере обрубовочной головы). Здесь они приведены для напоминания. Другая крайность портретных набросков на пленэре - свето-тоновое решение, когда передается освещение и настроение. Такие наброски делают в эффектном сложном освещении (бликовом, вечернем, ночном, солнечном контрастном, контровом). Для сложных по световому решению картин рисуют множество специальных свето-тоновых набросков.
Зарисовки растений
Растения - это первое, на чем акцентируют внимание детей на пленэре. И то, с чего мы начинаем рисовать, когда выходим рисовать на улицу. Почему именно растения? Для детей они удобны тем, что они статичны. Пластика каждого отдельного растения очень индивидуальна и каждый листочек в точности не повторится никогда, поэтому растения рисовать интересно. На растении можно научиться конструированию форм (сочленение веточек, объем бутона, соединения). При этом детям не надо строить точных фигур, достаточно понять, как один лепесток перекрывает другой. Как задачу мы ставим возможность попробовать на одном объекте разные материалы: карандаш, уголь, пастель сухая и масляная, цветные карандаши, сангина, сепия. Все это будет работать по разному, это мягкие сыпучие материалы, которые легко закрывают объем и их интересно осваивать детям. Мы можем рассмотреть и понять пластику растений (в виде кубов и шаров она представляется сложнее, чем у животных, она более текучая). Ошибка при рисовании растений не так критична, как на животном, неверная линия может быть допустимой и "хорошей", поскольку форма растений высоко изменчива. На растениях можно научиться экспериментировать. Они хорошо развивают наблюдение за изменчивостью природы и мира, в том числе в контексте времени. Глаз начинает лучше узнавать формы, лучше их подхватывает и находит. Это отправная точка при обучении рисованию. И одновременно это повышает осознанность жизни как таковой, так как помогает держаться в моменте.
Пейзаж с натуры для малышей
Для чего малышей водить на натуру? Малышам не нужен анализ и поиск формы. Но мы видим плюсы, когда выводим их рисовать на улицу. Во-первых, это не очевидно, но малышам нравится рисовать с натуры. Во-вторых, они достаточно точно (иногда лучше старших) улавливают пейзажные сюжеты. Малыш как правило не углубляется в детали, а пытается нарисовать сразу весь мир, как он его видит, и это тоже очень здорово. Малыш на природе учится абстрагироваться от помех (людей, которые проходят мимо, иногда что-то комментируют) и концентрирует свое внимание на рисунке. Кроме всего прочего, выходы с малышами на природу - это своего рода урок природоведения. Когда рисуешь с ними природу, цветы, животных или птиц, невозможно им не рассказать о том, что они видят (какое это дерево, какой цветок, какая птица). Мы намеренно останавливаемся и намеренно обращаем внимание на разные объекты. И если ребенку хватило желания и внимания это зарисовать, то это большое дело. То есть именно для маленьких рисование на природе - это больше, чем урок рисования, здесь акцент на изучение. И если группа специализированная (только малыши), то этот аспект усиливается. А если группа семейная, где рисуют и дети, и взрослые, то малыши перенимают опыт, с удовольствием находясь рядом. При этом маленькие дети, как и подросшие, хорошо передают образ. Они не просто рисуют рыбок в пруду, по их картинке видно, что в пруду буквально кишит жизнь. То есть уже в этом возрасте маленький художник привносит в сюжет фантазию, передает историю или рассказывает сказку. При этом это экспериментальная тема, поскольку у нас в России мы не встречали аналогов, чтобы с маленькими детьми целенаправленно выходили на улицу с акцентом на рисование и фиксировали и осознавали это как педагогическую практику и опыт.