Уроки в стиле Рене Магритта. Созидательная сила сюрреализма

Уроки в стиле Рене Магритта. Созидательная сила сюрреализма

Мы посвятили месяц своих занятий исследованию творчества Рене Магритта. Это был далеко не первый курс в практической истории живописи, который мы отвели на модернизм. Мы взяли его после Жоана Миро, чтобы показать детям, насколько сюрреализм бывает разным. Магритт берет натуральный предмет и ищет в нем новые смыслы, он не ленится повторять это десятки (если не сотни) раз и каждый новый результат не очевиден. Именно работы Магритта оказали огромное влияние на развитие искусство плаката, поп-арта и рекламы, в частности. Сюрреалисты видели свою задачу в поиске неочевидных контекстов. Магритт проблематизирует очевидные ассоциации и расширяет их. Он активно использует повторяющиеся сюжеты (мужчина, женщина, яблоко, голубь, глаз, голубое небо с белыми облаками, котелок, трубка), чтобы создавать с этим ограниченным набором предметов очень разные сюжеты. И в этом его работа выходит за рамки живописи, это по сути исследование глубинных основ культуры, символа и его заначения, сделанное в виде полотен. При этом Рене Магритт умеет реалистично изображать объекты, иногда достигает практически фотографической точности. Благодаря Магритту на уроках с детьми и взрослыми можно в нескушной (провокационной) форме достоверно отрисовать предмет и поиграть с ним, достигая эффекта неожиданности. Для детей эта работа интереснее, чем рутинная работа с натюрмортом. И результат оказывается более неожиданным, приближаясь к богатым на ассоциации картинам, которые можно было бы использовать как стимульный материал "Иманджинариума" или "Диксита".

Голубь

Голубь был одним из наиболее "любимых" образов Магритта. Он помещал его в небо, делал реалистичным, использовал в качестве контура, рисовал на автопортретах, заменял голубями глаза смотрящего, помещал голубей в разные ситуации. Значение полотен естественно было разным, у критиков была огромная почва для спекуляций. Но для нас голубь - это идеальный материал для вводного урока, поскольку он дает возможность поработать в технике коллажа и трафарета.  

Наш месяц Магритта начался в группе старших дошкольников. Глядя на этого художника совершенно не очевидно, что его творчество может быть интересно и, главное, полезно малышам. Для них оно не настолько яркое, слишком реалистичное, лаконичное, скудное по цветовой гамме. Слишком много смысла и слишком мало картинок. Но мы решили этой очевидностью пренебречь. Мы рассказали дошкольникам о Магритте и показали ряд его работ. После этого предложили поработать с вырезанным шаблоном образ голубя.

Первое, что нас удивило - дети "зацепились" не за те работы Магритта, которые возглавляют рейтинги. Они сразу выбрали наиболее светлую версию сюжета, живописную и жизнерадостную, немного напоминавшую творчество импрессионистов. Именно голубь Магритта в ярком красно-желтом исполнении - картина "Благоприятное знамение" (1944), с хвостом в виде цветущего дерева на фоне закатного неба оказался для детей самым привлекательным. Это был характерный пример военного искусства Магритта, который считал своим долгом в период войны писать жизнеутверждающие образы, давая знителю надежду (период Ренуара у Магритта).

Благоприятное знамение (1944), Рене Магритт

Второе, что нам понравилось, этот урок оказался максимально синтетичным. Он позволил вспомнить заливки, трафареты, вырезать, делать коллажи, клеить, рисовать мазками - плотность технических приемов на этом уроке была очень насыщенная. Третье, нам понравились результаты. Это были работы яркие, сочные, долго украшавшие домашние выставки. Итак, начало было положено.

Работа 6 летнего ребенка по мотивам Рене Магритта. Коллаж, акварель.

Сын человеческий (1964). Младшие школьники

Практически у каждого художника есть знаковая картина, которую все знают и которая олицетворяет его творчество. Для Рене Магритта это однозначно - "Сын человеческий", она соединяет сразу два знаковых для художника образа - человек в котелке и яблоко. В это версии сюжета яблоко перекрывает человеку лицо. Считается, что человек в котелке у Магритта - это всегда автопортрет. Перекрывающее его яблоко делает художника анонимным, превращая его в человека как такового. Вместе с тем, яблоко несет символику соблазна, контрастирующую с черной строгой одеждой персонажа, по сути - "человека в футляре".

Мы показали этот образ школьникам (3-4 классы), посмотрели много работ Магритта, являющихся вариациями этой темы. Это вызвало много вопросов. Образы картин были визуально другими, чем их названия. Названия сбивали с толку, удивляли детей. Мы предложили детям поэкспериментировать с собственными портератами, вводя в них произвольную символику.

Тема ребят ошарашила. Взаимодействие символа и его значения вызвало непонимание. Чтобы это уяснить, мы поиграли в "Диксит" (ассоциативную игру), это решило вопрос о разных названиях, дети поняли, что один и тот же емкий образ может рождать у разных людей разные ассоциации. И так как времени урока осталось не сильно много, мы сделали или фоны, или детали. К следующему уроку тема "устоялась". Дети пришли более готовые экспериментировать с символикой. Получились достаточно яркие образы простыми средствами. Мы добавляли к портрету буквально два дополнительных образа. В отличие от урока про "Мону Лизу"  Леонардо, здесь мы не дробили, а усиливали портрет, была цель усилить особенности личности. Одна из девочек взяла змей как свой задиакальный знак, она проявила в картине свои яркие черты - ночь, звезды, знание созвездий, а змей "выпустила" реалистично. Другая девочка педантично повторила фон Магритта - стена, море, серое небо. Яркость образу добавил ярко красный цвет яблок и ее собственна улыбка. Дети поняли на этой работе, как сложно рождаются символы, насколько каждый объект может быть лишним. Минимализ требует взвешенных решений и особой точности. И хотя такая работа может показаться вычурной, именно она имеет основное значении при создании логотипов, символики и рекламы.

Следующая девочка собрала свою работу только со второго раза.  В первой версии она буквально оттолкнулась от Магрита, упростив стену до простой серой выкраски и покрыв небо мазками как снегом. Эта версия для нее была способом пройти через внутренний протест: "Не трогайте меня", - я с сделаю то, что требуется, не более того. Уже на следующем уроке, когда дети пошли дальше, она по собственной инициативе вернулась к тому же образу и решила его намного более контрастно. Во второй работе есть стена и горы, за которыми девочка прячется, но кошечки с радугой и чисто детское солнышко тоже есть. Это уже не отчужденная работа, а очень личная. На добавляет сюда котелок как цитату Магритта, его роль - как воздушный шарик, между внешним и внутренним. Другие дети легко приняли тему и решили ее без затей, но с явным удовольствием.    

Человек в котелке (1964). Великая война (1964). Урок в семейном формате

Следующие две работы Рене Магритта мы показали в качестве стимульного материала в группе детей и взрослых. Уже знакомый нам человек в котелке и голубь

Рене Магритт. "Человек в котелке" (слева), "Великая война" (справа).

Следующими картинами, которые нам хотелось поисследовать была пара "Человек в котелке" (мужской образ) и "Великая война (женский образ), написанные в тот же период, что и "Сын человеческий" - в 1964 году. Хотя после войны прошло много лет, символизм женского образа отсылает к началу 20 века. Фиалка, закрывающая лицо женщины, олицетворяет поколение женщин, оставшихся "вечными невестами". Мужчина же, перекрытый голубем, несет совсем другую символику, чем в варианте с яблоком. Так получилось, что девочки и их мамы оттолкнулись от женского образа в своем развитии темы, мальчики же буквально следовали за образами мужскими.

Практическое применение символизма в иллюстрациях (групповой формат). Портрет с прической

Нам было интересно акцентировать фантазийный аспект сюрреализма. Как только дети приняли свободную работу с образами, работы многих из них стали более фантазийными и неочевидными. В один из уроков мы попросили детей и взрослых нарисовать портрет с условным лицом, но необычной прической. Мы предложили вплести в прическу что-нибудь, чего обычно там не бывает. Это мог бы и юмористический сюжет ("что у человека творится в голове") и сугубо практический ("что вижу, то пою"). Главное было сделать прическу с чрезмерной детализации и насытить ее разнообразными объектами, чтобы было интересно это рассматривать.

У всех четырех участников этого урока прически получились очень разные. Верхние два рисунка - детские, нижние - взрослые. Одна из девочек насытила прическу типично "женскими" атрибутами - шарики, расчески, губная помада, фрукты. Но туда же поместила лампочку с разбитым сердцем, тучку с дождем и зонтик. Здесь тебе и внутренние штормы, и попытка совладать с ними. Взлосная женщина (нижний ряд слева) пошла от игрушек и образов новогодней елки (белочка, елка, верхушка, зайка, гирлянды, клопушки), но туда же поселила кита и маяк, не имеющего никакого отношения к елке, а на голову одела и шапочку, и барабан, и елочный шарик. Все это дейсвтительно завораживает сюжетом, превращая простую прическу в сказку. Еще одна взрослая участница группы увлеклась историей про прически-корабли Марии Антуанетты. И хотя это работа самая реалистичная среди остальных, она тоже не лишена символизма. Изучая фотографии кораблей в море женщина удивилась, что их паруса могут смотреть в разные стороны - это показалось ей хорошей, хоть и тонкой, метафорой гуляющих в разные стороны мыслей. Лесенки же, спустившиеся от волос к амбразурам, спонтанно оказались похожими на рожки. Эти возникающие по ходу маленькие нюансы очень понравились автору, она решила их оставить. Четвертая участница (вверху справа) решила объясть своей прической всех остальных, но развила каждую тему по своему. Здесь и зверюшки, и фрукты, и лодочки, и лесенки, а еще треугольники и спортивный комплекс. Именно так автор видела всех, сидящих за столом, и соединила в одной прически разных людей своего круга, придумывая детали. Мы пришли к внутреннему пониманию эффекта иллюстраций, которые работают тем богаче, чем больше в них неочевидных деталей и внутреннего символизма, вносящего в сюжет дополнительные смыслы. Такое обсуждение содержания наших работ стало возможным именно как результат внимательного изучения символизма.  

Практическое применение символизма в иллюстрациях (урок для взрослых). Иллюстрация к сказке "Любовь к трем апельсинам"

Чтобы продолжить тему иллюстраций мы дали взрослым задание придумать картинку к сказке "Любовь к трем апельсинам". Соединение очень лаконичного набора образов - апельсин, девушка из него выходит - после Магритта наполнилась особым смылом. Здесь стало интересно и работать над реалистичностью конкретного объекта (подртет девушки, изображение апельсина) и условно передать взаимоотношения объекта и фона, за счет цветовых и смысловых отношений. Картинка выглядит довольно наполненной и законченной и она сказочна, чего и хотелось автору, рисовавшей "Выход из апельсина" несколько уроков.  

Продолжение мотивов Рене Магритта в спонтанном творчестве детей

Детям запомнился Магритт и они повторяли его спонтанно. Запомнился котелок, яблоко, пиджак с галтуком, контраст фигуры и фона. Первая картинка интересна еще и тем, что все это утрировано за счет геометрии. Котелок превратился в цилиндр и стал очень геометричным сочетанием квадрата и линии. Сам человек и его галстук решен через треугольники. Яблоко совсем заменило лицо. Фоном этого субъекта является радуга, но а на желтом ее фрагменте есть штрих, который показывает что-то неправильное чуждое на пожелтевшем небе. Объект вставлен абсолютно осознанно, но не объяснен, так просто надо и в этом решение художника. Детским включением является маленький (не в масштабе) цветок на полях шляпы. Так бы не сделал взрослый, но ребенку так даже интереснее. Вторая картинка - коллаж со стоящей спиной к зрителю девочкой, обнимающей небо, моделирует деревья из веточек. Картинка смотрится как сказочный сюжет, при этом решена четко и лаконично. Ничего лишнего, а взаимоотношения фигуры и фона опять таки отсылает к Магритту.

Подводя итоги урокам в духе Магритта, мы думаем, что опыт символизма был безусловно богат и полезен для детей, он раскрепощает взрослых, и он привносит в работы наших учеников нечто новое. Нечто, где сочетается личное и общечеловеческое, нечто из универсальных культурных кодов. И это хорошо, потому что это возвращает художника к работе со смыслами.  

 Ссылки:

  1. 25 идей как рисовать с малышами.
  2. 14 идей уроков по Практической истории живописи для младших школьников.
  3. Уроки рисования по мотивам творчества Поля Гогена.
  4. Уроки по мотивам Жоана Миро. Символизм и сюрреализм для детей и взрослых.
  5. Как научить ребенка рисовать? Наш опыт с детьми от 2 до 7 лет. Делаем рисование совместным.
  6. Шумное рисование (фильм). Как учить рисовать ребенка от 2 до 7 лет по возрастам. Практика. Методика.
  7. Занятия с детьми в семейном формате. Что делать, если маме надоело ждать ребенка в коридорах? Интересная жизнь для родителей, которым не лень.
- -
Лена Павлова

Written by Лена Павлова

Объехала с фотоэкспедициями более 50 стран Европы, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, специализируется на съемке людей и стен. Ведет блог "Путешествуем с детьми" baby-n-travel.org
You've successfully subscribed to Анна Дайнеко. Рисуем на стенах
Great! Next, complete checkout to get full access to all premium content.
Welcome back! You've successfully signed in.
Unable to sign you in. Please try again.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Error! Stripe checkout failed.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Dark Light