Леонардо. Мона Лиза. Эссе о пользе хулиганства

Леонардо. Мона Лиза. Эссе о пользе хулиганства
Если все делать правильно и наверняка, то крылья отвалятся и отрастут рога.

Контекст: Урок проходил в середине года, примерно за месяц до Нового года. В это время в нашем автономном классе обострились финансовые и методические проблемы, а также проявился идеологический конфликт между некоторыми учителями, связанный с базовыми ценностями класса: стремиться ли при обучении детей к дисциплине и жесткому контролю как в обычной школе или пытаться сохранять важный для нас "дух свободы". В этой ситуации у детей ощущалось избыточное напряжение, которое захотелось сбросить. Напряжение проявлялось в том, что дети либо механически срисовывали задание учителя, либо вообще отказывались рисовать по предложенным темам, уходя в стереотипные для себя сюжеты (машины и военную технику).    

Цель:  Эмоциональная разрядка и разморозка класса, снятие накопленного напряжения.  

Задания, план урока:  Учитель рассказывает детям биографию Леонардо, про его открытость,  любознательный характер и разносторонние интересы, про то, как он сам добился успеха, имея в жизни "низкий" старт (высокие запросы при незаконном рождении и невозможности обучаться).  Учитель показывает картину "Мона Лиза" практически без рассказа о ней (только упоминая, что это шедевр мировой живописи и что о ней существует множество легенд). Потом учитель предлагает вырезать ее портрет, наклеить на чистый лист бумаги и нарисовать сюжет о ней на тему: "Кем Мона Лиза могла бы быть в современном мире?"

Раздаточный материал: распечатка портрета "Моны Лизы" Леонардо да Винчи размером А4 по количеству детей в классе.

Продолжительность: 1 урок  60 минут.

Материалы: гелевые ручки, белая бумага А3, ножницы.

Что отрабатывается:  Поскольку задан один активный фрагмент в виде лица Моны Лизы, то детям пришлось довольно активно работать гелевыми ручками, чтобы создать рисунок и заполнить лист АЗ сбалансировано по композиции.  

Процесс (как прошел урок):  

1.  Мона Лиза-сёрфингист.  Композиция была частично заимствована с примера работы учителя. Девочка повторила его, украсив, добавив и разработав свои детали - мороженное, надпись, птицу, купальник, украшения доски для серфа и другое. Работа выполнена в соответствии с заданием.

2. Мона Лиза-космонавт получился более всего по теме из всех рисунков. Ребенок услышал тему и буквально отрисовал ее, душевных метаний по поводу занятия не было.

3. Мона Лиза-принцесса - мягкая девичья работа. Мона Лиза на картине Леонардо ассоциировалась с красавицей или принцессой. Работа композиционно отработана вполне в духе Возрождения: арка, центральная фигура. Здесь нет баловства, работа выполнена серьезно. Девочка акцентировала общепринятую красоту модели (как была принцесса, так и осталась, только в наше время).  

4. Мона Лиза-утка. Девочка-автор растерялась сначала, ей было сложно выразить свое какое-то мнение относительно задания. Я предложила ей пошалить так пошалить, сделать из Моны-Лизы что-то на грани фола, не обидное, но несуразное. На грани смыслов.  При этом нагрузка шаржа осталась доброй, задачи глумиться над искусством здесь не было.  

5. Мона Лиза-рокер. Вот здесь уже выражено желание поглумиться над иконическими образами. Здесь появляется цинизм и желание выбросить напряжение. Характерно, что Мона-Лиза не поместилась в работу и мотоцикл выезжает "из кадра". А главным фрагментом композиции остался дом. То есть это цинизм, но ценизм проходящий, то, что уходит. Работа хорошо отразила кризис, проживаемый классом в это время.

6. Танки без Моны-Лизы. Здесь автор вообще отказался от использования образа женщины в своей работе и ушел от задания. Мальчик рисовал привычную для себя на тот момент тематику. Двусмысленность символики проявилась в знаках мира на колесах машин. Все машины имеют фашистскую символику, кроме двух центральных, одна из которых горит, а другая направлена в обратную связь.  Работа проективная, показывает высокое напряжение автора и некую безысходность сражения (14 машин с крестами против 2 со звездами). Огонь и взрывы на земле показывают, что это не парад.  

Вот такой символический ответ мальчик показал в тот момент на мировую художественную культуру. В этом отношении работа учителем была мною принята: молодец, что отрисовал и выразил, для этого, в том числе и проводятся такие занятия.

Анализ результатов

После этого урока творчество и здоровая доля баловства вернулась в занятия с классом. Дети легче стали легче принимать любые задания учителя и отрабатывать их, это отразилось, например, в отрисовке темы "Новый год", о которой я расскажу отдельно. И покажу на примере следующего цикла работ, во что трансформировалась кризисная тенденция, выраженная двумя последними мальчиками.  Побочным результатом занятия было то, что детей заинтересовала "Мона Лиза" и они самостоятельно прочитали легенды о ней и позднее в классе их рассказывали.

- -
Лена Павлова

Written by Лена Павлова

Объехала с фотоэкспедициями более 50 стран Европы, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, специализируется на съемке людей и стен. Ведет блог "Путешествуем с детьми" baby-n-travel.org
Анна Дайнеко

Written by Анна Дайнеко

Потомственный художник. Начала рисовать сразу, как только научилась держать кисточку и карандаш, и сразу на стенах. Первую выставку родители организовали Анне в 5 лет art-on-wall.com
You've successfully subscribed to Анна Дайнеко. Рисуем на стенах
Great! Next, complete checkout to get full access to all premium content.
Welcome back! You've successfully signed in.
Unable to sign you in. Please try again.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Error! Stripe checkout failed.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Dark Light