Как рисовать на стенах шаг за шагом. Солнце и Луна на стене бани. Оживляем старую постройку

Как рисовать на стенах шаг за шагом.  Солнце и Луна на стене бани. Оживляем старую постройку

Однажды наши друзья решили обжить старую дачу на Юге России. Прямо напротив жилого дома через маленькую полянку на участке была расположена банька.  Здание небольшое, бетонное, серое. Полянка перед ним тенистая и довольно темная, что в условиях жаркого лета большое достоинство, ведь даже в самую жару здесь тенисто и прохладно, перед банькой - старый колодец, тут и вода, и возможность освежиться. Заказчики захотели организовать на полянке зону отдыха. Но на стене старой бани, как назло, чьей-то недоброй рукой был нарисован черный крест. В общем, так оставаться не могло. Так был задуман и воплощен этот сюжет - "Солнце и Луна" на стене бани.  

Настенная живопись: Солнце и Луна шаг за шагом. Художник - Анна Дайнеко (Геленджик). Энергия этого рисунка созвучна краю, в котором она живет. В нем чувствуется дыхание ветра и солнца, детского смеха и шуршания листвы.

На бане, да еще с северной (темной) стороны, хотелось нарисовать солнце. Ну а солнце уравновесить месяцем или луной. И понеслось.  Я загрунтовала фрагмент стены бани под рисунок белой акриловой краской для наружных работ. Купила акриловые цветные краски в художественном магазине и колеры в строительном и постепенно на стене стали оживать два лица. Все это захватывало дух.  Соседи приходили и удивлялись: "Вот это да! Никогда не тут не было ничего подобного, теперь хозяевам не захочется перестраивать эту баньку!" Заказчики смеялись: "Да, может и не захочется!". Месяц рисования на этой стене сам по себе стал приключением и хорошо, что оно у нас было. Ведь нет ничего более временного, чем то, что мы считаем постоянным. А мы живем прямо сейчас.

Этапы рисования шаг за шагом

1.  Подбор референсов для сюжета.

Заказчик самостоятельно принес несколько картинок. Все они были в иллюстративном (не реалистичном) исполнении, но все они были в этническом стиле, использующим традиционные орнаменты мексиканской, индийской, азиатской или другой культуры. То есть заказчику нравились яркие цветовые контрасты и национальный колорит. Предполагалось главным объектом сделать жаркое солнце в ярких тонах (так как поляна теневая), а луну по контрасту сделать холодной. Солнце ассоциировалось у заказчика с мужским образом, луна - с женским. Так и было решено сделать в итоге.

2. Эскиз рисунка, определение принципиальной композиции.

Далее был сделан эскиз картинки. Степень детализации эскиза в данном случае была невысокой, поскольку заказчик был готов к широкому диапазону возможных цветовых и решений и оставлял оформление и орнамент на усмотрение художника. Размер изображения в готовом виде должен был составить примерно 1,5 (ширина) на 1,8 (высота) метра. Перед стеной бани находился колодец, частично перегораживая ее, лицо солнца было построено таким образом, чтобы быть над колодцем. Лицо месяца - чуть сбоку от колодца.  

3. Грунтовка стены. Функции, материалы.

Фактические размеры рисунка соответствовали предполагаемым на фазе эскиза.  Я наметила контур рисунка и загрунтовала будущее изображение строго по контуру.  Стена бани не была окрашена, поэтому я загрунтовала ее белой акриловой краской. Подложка была сделана строго по контуру рисунка, поэтому необходимости реставрировать стену вокруг не было, она осталась аутентичной - бетонной. Грунтовка закрыла поры стены, что существенно сократило расход краски в на последующих этапах.  

4. Проработка деталей рисунка в карандаше.

Дальше нужно было построить геометрию лиц и выделить зону лиц от зоны орнамента. Уже на этом этапе наметились выражения лиц. Солнцу были приданы мужские черты (оно получилось молодым лицом), Луне - женские (она получилась старше). Заказчику понравилась эта игра выражений и образов, на них мы и остановились.

5. Первый слой. Материалы, особенности.

Первый слой изображения был закрыт большими мазками. Здесь мы использовали строительные колеры, чтобы сократить объем значительно более дорогой художественной акриловой краски.

В последствии мы немного пожалели об этом решении: участки, покрытые краской, полученной с помощью колеров, до момента закрепления смазывались. Стена была частично защищена от дождя навесом и листвой окружающих деревьев. Тем не менее, в период работы над стеной сохранялась угроза смазывания, несколько раз в незначительной степени изображение смазали дети и его пришлось восстанавливать. На финальном результате этот опыт никак не сказался, после закрепления акриловым лаком все краски (как строительные, так и художественные) стали вести себя стабильно и показали свою устойчивость вот уже на протяжении нескольких лет. Но в момент работы нужно было следить за ними более тщательно и риск потерять работу был. Поэтому в последствии мы отказались использовать строительные колеры для работы на уличных стенах, исключая, естественно, слой грунтовки.    

6. Детализация. Материалы, особенности.

Детализированы были прежде всего лица. И, если с лицами степень детализации была не высокой и изначально понятной, то степень детализации орнаментом остальных частей изображений могла быть любой произвольной.

Сильно детализировать мы их не хотели - окружающая обстановка поляны была достаточно простой. Вместе с тем, солнце доминировало на поляне, где проходили застолья, обитатели поляны и их гости, естественно, картину рассматривали, плюс она входила в большую часть их семейных съемок на разных мероприятиях. Поэтому детали были аккуратно и тщательно сбалансированы и решены.  

7. Закрепление акриловым лаком.

Когда работа была готова, она была тщательно покрыта акриловым лаком. Это сделало стену законченной и она хорошо показала свою устойчивость и в зимний период (дожди), и в летний (солнце).

Смежные объекты: реставрация колодца

Еще одна история этой стены связана  с реставраций старого колодца. Глубокий сложенный из камней колодец славился во всем окружающем поселении своей водой. В отличие от большинства других колодцев в округе, которые питаются грунтовыми водами, в этот выходил живой родник. Поэтому вода в нем не кончается даже в жару и была исключительно вкусной. Конечно, стена, проявившаяся рядом с колодцем, потребовала привести колодец в гармоничный вид. Это было не сложно - мы зачистили его и покрыли эмалью по металлу. Тон колодца был выбран темным, чтобы сохранить доминантность стены. Все в целом сложилось в сказочную композицию и стало очень живым.

Постскриптум. Жизнь поляны после создания рисунка

Поляна полюбилась и стала собирать большие компании взрослых и маленьких людей. Интересно, что рисунок вошел в большинство семейных хроник последующего периода жизни этой семьи. Самые разные сюжеты - от дней рождений до приготовления пищи на костре, стали оживать сказочным колоритом рядом с этой небесной солнечно-лунной парой.

Очень полюбили этот сюжет дети - они часто повторяли его в своих рисунках, само рисование на этой поляне стало для детей отправной точкой для новых экспериментов, ведь здесь им хотелось рисовать не только карандашами, но и красками, строить картонные домики, разрисовывать стены, помогать родителям реставрировать мебель и двери, участвовать в расчистке территории. Небольшой уютный сюжет трансформировал пространство вокруг, сделав его живым и теплым.

- -
Лена Павлова

Written by Лена Павлова

Объехала с фотоэкспедициями более 50 стран Европы, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, специализируется на съемке людей и стен. Ведет блог "Путешествуем с детьми" baby-n-travel.org
Анна Дайнеко

Written by Анна Дайнеко

Потомственный художник. Начала рисовать сразу, как только научилась держать кисточку и карандаш, и сразу на стенах. Первую выставку родители организовали Анне в 5 лет art-on-wall.com
You've successfully subscribed to Анна Дайнеко. Рисуем на стенах
Great! Next, complete checkout to get full access to all premium content.
Welcome back! You've successfully signed in.
Unable to sign you in. Please try again.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Error! Stripe checkout failed.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Dark Light