Недавно меня позвали нарисовать большую картину на стене спальни. В комнате среднего размера (примерно 15 кв.м.) с потолками, высотой около 3 метров, планировалось нарисовать картину на фрагменте стены примерно 3 метровой ширины (планируемая площадь рисунка 9 кв.м.). Половину комнаты занимала спальная зона, половину - детский спортивный комплекс. Когда сюжет уже был выбран и я стала "привязывать" его к месту, выяснилось, что у помещения есть разнообразные особенности, что привело к увеличению площади рисунка до 12 кв.м., для того, чтобы связать их воедино. Результат стал удивительным для самих хозяев. Картина оживила спальню и соединила казалось бы разрозненные детали интерьера, которые обрели новый смысл. Казалось, что спальня изначально была спланирована именно такой и только вместе с картиной приобрела свою законченность ("Как мы без нее жили?"). Подробности об этом удивительном проекте и том, как он был шаг за шагом реализован, я расскажу ниже.
Этапы рисования шаг за шагом
1. Подбор референсов для сюжета.
Заказчики (семейная пара с двумя детьми - мальчиком и девочкой) изначально хотели что-то в духе волшебного леса. Когда мы стали искать аналоги, которые бы им понравились, они называли в качестве отправной точки "Мой сосед Тоторо" Хаяо Миядзаки. Но посмотрев сцены из этого мультфильма детально, все мы поняли, что лес сам по себе в этом мультфильме изображен скорее реалистично, чем иллюстративно и без основного существа (Тоторо) не будет восприниматься волшебным, а существо "селить" себе в спалью заказчики вовсе не стремились. И тогда нам в голову пришла другая идея - взять за основу стилистику ирландского волшебного мультфильма - "Тайна Келлс", реж. Том Мурр.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_13.jpg)
Эти картинки из "лесной" части сюжета понравились заказчикам буквально все. Они позволяли стилизовать спальню под волшебный лес, давали опору отделке в качестве ирландского орнамента, ненавязчиво "поселяли" в пейзаж персонажей - птиц, лягушек, мальчика и девочку. Исходным "кадром" был выбран - пейзаж с водопадом и горой (в подборке - сверху слева), на котором на гору лезут маленькие фигурки героев. Заказчикам понравилось в этом пейзаже буквально все - обилие зеленых масс (их квартира также наполнена разными оттенками зеленого), присутствие солнечного света, присутствие большого объема воды, гора, наполняющая смыслом активность детей, передний план, в виде птиц, лягушек, контрастных веток.
2. Эскиз рисунка, определение принципиальной композиции.
Далее был сделан эскиз. Степень детализации эскиза в данном случае была невысокой, поскольку референс очень точно соответствовал пожеланиям заказчика. Первоначально планировалось, что рисунок займет пространство от рукохода до угла комнаты (3 кв.м. шириной).
3. Построение рисунка на стене в масштабе.
Как только мы перешли на стену возникли нюансы. На стене висела лампа. Она довольно хорошо вписывалась в сюжет, была не навязчивой и декоративной, но единственное сюжетно осмысленное положение этой лампы на стене было на горе. В качестве источника света, к которому стремятся дети. При этом положение горы довольно точно задано рефенсом: примерно по третям кадра, с достаточным отступом от водопада, чтобы между передним, средним и дальним планом не нарушалась осмысленная геометрия.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_04.jpg)
Это привело к тому, что водопад "переехал" под рукоход и добавил рисунку в длину еще около метра, общая площадь изображения, таким образом, была увеличена до 12 кв.метров. Замечательным образом это позволило и придать смысл рукоходу, приходящему в горы (не в воду!), между балок которого спустился водопад. Появилась своя осмысленность и у рельефа потолка, который был обыгран за счет выходящих из него лучей света. Все разрозненные элементы интерьера - лампа, рельеф потолка, рукоход, окно справа (по направлению источника света на картине) и спортивные снаряды приобрели в комнате таким образом законченный вид. Комната "сложилась" в единое целое, в котором каждый элемент дизайна был на своем месте.
3. Грунтовка стены.
Комната к моменту создания рисунка уже была жилой, на стенах были наклеены белые обои с минимальной фактурой, они подходили для покраски. Мы зачистили загрязнение, отреставрировали мелкие повреждения стены, после чего загрунтовали стену белой акриловой краской, купленной в магазине строительных красок. Это был единственный момент, когда мы использовали строительные краски, далее использовались профессиональные художественные материалы.
4. Проработка деталей рисунка в карандаше.
Дальше нужно было построить геометрию пейзажа и наметить персонажей. На этом этапе определились основные активные линии - зона реки, зона водопада, гора, зона радуги, линия леса, контрасные ветви переднего плана.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_15.jpg)
5. Первый слой. Материалы, особенности.
Первый слой изображения был закрыт большими объемами. Мы отказались от использования строительных колеров, так как помещение было жилым и был риск размазывания рисунка детьми в процессе, пока рисунок создавался. То есть все изображение от начала до конца писалось художественными акриловыми красками. Появился бежевый цвет фона, зеленый цвет зелени, голубой цвет реки и водопада. В цветовом отношении уже сейчас заказчики смогли увидеть принципиально соотношение цветов в комнате - оценить объем яркого и бледного цвета, их насыщенность, общую тональность. Например, мы вместе с заказчиком регулировали тональность и яркость бежевого цвета фона и цвет гор, чтобы он был достаточно теплым и достаточно выраженным, чтобы на нем были "проявлены" белые лучи солнца.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_14.jpg)
В отличие от референса базовый цвет фона мы сделали бежевым, а не зеленым, чтобы связать его со шторами, покрывалом, полом и другими деталями интерьера комнаты. С этим бежевым цветом вышла одна забавная история. Хотя он понравился изначально и мне, и заказчикам, однажды к ним пришла гостья и спросила: почему у вас небо желтое, а лучи белые, если в жизни все наоборот? Мы опешили. Иллюстративный стиль не предполагает фотографической точности, но и идти против природы никто из нас не собирался, мы лишь выбрали цвета и их соотношение, интуитивно считая их "правильными" (у заказчицы операторское образование, поэтому чуткость к эффектам света для нее не чужда). В скором времени ответ пришел сам по себе. Заказчица полетела в Москву и сняла точно такой световой эффект перед посадкой в самолете: высокая облачность, за ней - желтый свет солнца, в целом создающий эффект рассеянного желтого над землей, но пробивающийся контрастными лучами через облака. Мы были полностью реабилитированы: эффект достоверен, он естественен для природы, он существует.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_02-2.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_16.jpg)
Позднее это превратилось для нас в своего рода игру. Мы "ловили" этот световой эффект в жизни и фотографировали в разной обстановке (в городе, в лесу), показывали друг другу, в одном из случаев заказчица даже сняла точно такие же лучи прямо из окна спальни, в которой нарисована эта картина. Интуитивное ощущение достоверности выбранного решения нас не подвело.
6. Радуга и ее появление
Радуга была отходом от референса, сделанным и по идеологическим, и по стилистическим причинам. В референсе активная линия по направлению радуги сформирована какими-то неопределенными коричневыми объектами, считывающимися в нерезкой части кадра как ирланские петроглифы. Заказчики не захотели изображать петроглифы в своей спальне (где сразу встанет вопрос: "Что это?"), они хотели показать активную диагональ на фоне на этом месте и акцентировать горы, но хотели сделать это идеологически нейтральным способом. Решение напрашивалось само по себе - над кроватью в спальне висела люстра-вентилятор с лопастями разного цвета (по цветам радуги). То есть в спальне уже был "радужный" объект, плюс элементы разных цветов присутствовали в интерьере комнаты и квартиры в целом. Радуга подходила идеально, а конкретные цвета и их насыщенность балансировались мною так, чтобы сочетаться с интерьером.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_04-2.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_17-1.jpg)
Тема рисования радуги нашла прямое воплощение в этой семье и не раз. Позднее, когда в детской комнате появилась маркерная стена, первое, что рисовали дети на этой стене были, как ни странно, радуги. Нашей картине радуги добавили не только насыщенности, но и динамики, сделав ее яркой и жизнерадостной.
7. Детализация. Материалы, особенности.
Детализация рисунка шла по нескольким направлениям. Во-первых, я делала и покрывала орнаментом большие массы - горы, водопад, реку, деревья. Принципиальные решения здесь подсказывал референс.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_11.jpg)
Здесь в ход шли не только контрасты, но и нюансы - я оттеняла контуры деревьев, вводила тональные различия в их стволы дополнительно к отработке их орнаментом. Прорабатывала белым струи воды в реке и на водопаде. Вторая линия работы шла по "оживлению" и декорированию персонажей.
8. Проработка персонажей.
Персонажей на картине всего пять и они задают разные планы. Лягушки "сидят" на переднем плане", я декорировала их орнаментом, чтобы придать им большую живописность.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_03-2.jpg)
Зимородок сидит на ветке на контрастном фоне персонажа. Я оставила его напоследок, чтобы тонкие цветовые нюансы на его грудке и крыльях соотносились с другими цветами картины и интерьера.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_19-1.jpg)
Наконец, ключевым и самым последним штрихом на картине стали фигурки детей, поднимающихся в гору. Здесь тоже было много историй, позы детей относительно первоначального варианта их исполнения, были существенно изменены. Детей хотелось показать иллюстративно, но достоверно (узнаваемо для самих детей и гостей дома). Это не так сложно, нужно лишь в вести их характерные атрибуты. Сложнее было показать их в достоверных позах. Для этого мы попросили обоих детей побегать в гору, в процессе делали их фотографии и наброски. Утрированная иллюстративная вертикаль горы требовала и утрированной позы, тем не менее мы смогли найти баланс между картинкой и достоверностью. Девочка должна была бежать легко (она очень спортивная) и помогать младшему брату, который должен был лезть в гору как малыш (на тот момент ему было всего три года), но при этом быть достоверным. В общем, картинка должна была смотреться органично, чего мы в итоге и достигли.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_12.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_06.jpg)
9. Закрепление акриловым лаком.
Художественные акриловые краски устойчивы и не размазываются, после того как высохнут. То есть угрозы размазывания картины детьми в жилой комнате были только в первые часы после того, как тот или иной фрагмент прорабатывался. Тем не менее, в конце мы тщательно покрыли изображение акриловым лаком (в баллоне). Нанесение лака проявляет краски, делает их немного более яркими, но и может вскрывать мелкие дефекты, что является довольно стрессовым для художника. Тем не менее, это должно быть сделано, дефекты (если проявились) - устранены. В нашем случае все прошло благополучно - стена была зафиксирована.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_08.jpg)
Постскриптум. Жизнь комнаты после создания картины
Каждый из детей спонтанно рисовал наш сюжет и его фрагменты много раз. Для детей этого дома рисовать и выражаться через рисунок стало очень просто и естественно, в том числе - рисовать красками. Надо еще добавить, что "вандалоусточивость" такой стены к повреждениям оказалась намного выше, чем у стен, просто покрашенных или покрытых обоями. Акриловые краски и акриловый лак позволяют мыть стену, а мелкие повреждения сглаживаются проработанными фактурами, в случае же, если повреждение будет заметно, его даже проще отреставрировать, чем повреждение однотонной стены. Картины для стен показали свою практичность и для детских, и для спален, и для других жилых комнат, но про это мы еще расскажем отдельно.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_01-1.jpg)
После того, как картина была создана, она стала неотъемлемой частью своего дома. Комната раскрылась и стала и для детей насыщенной и интересной. Укладывание на ночь проходило в атмосфере волшебного леса. Но особенно интересным стало соседство нарисованного леса с навесными "джунглями" - спортивным комплексом, расположенным рядом со стеной. Качели, сети, канаты, гамак и деревянные лесенки, приходящие к водопаду, стали его объемным продолжением. Дети, лазящие вокруг, стали оживлением того волшебства, которое обычно скрыто и спрятано. Волшебный лес ожил.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/wall_002_07.jpg)