Семейный формат в моей преподавательской деятельности возник из уроков с малышами. Я начинаю работать с малышами рано, уже с 1,5-2 лет. Считается, что маленький ребенок может держать внимание очень мало, нормой сосредоточенной нагрузки в этом возрасте является 15 минут. В принципе, это так. Но я обнаружила, что если чередовать у малышей рисунок с играми, то они могут находиться в студии довольно долго, 1-1,5 часа. За это время они успевают порисовать, поиграть с игрушками, послоняться по студии, разглядывая других, иногда что-нибудь перекусить, и порисовать во второй (иногда и третий) раз.
На занятиях с малышами, которых еще нельзя оставить одних с учителем, мамы, сидящие рядом, пытаются всячески "помогать" ребенку. Очень редко эта помощь бывает гармоничной, из-за различий в базовых установках. Дети в этом возрасте ориентированы на процесс, мамы (как правило) - на результат. Например, маме прикольно, что ребенок уже может нарисовать что-то, что можно узнать и чем можно похвастаться в сетях. Мама начинает в рисунок вмешиваться, невольно корректировать его. Но чем ближе мама к внешне оформленному результату, тем больше глушится желание самовыражаться у малыша. На лицо конфликт: мама должна быть рядом и быть в процессе, но она не должна мешать своим вмешательством. Если мама при этом ничем не занимается, то ей бесконечно скучно. Если занимается чем-то другим (сидит в телефоне), то закономерно падает внимание малыша к процессу: "Для нас рисование не значимо, значим телефон". Малышей не обманешь и они еще не выросли до того возраста, когда захватывать будет присутствие других детей (после 3-4 лет с этим сильно легче).
Я обнаружила, что лучше всего идут занятия и для мамы, и для малыша, если мама в это время сама увлеченно рисует что-то (на отдельном листе). Если дать маме адекватную задачу, материалы и достаточное время, то такая пара "мама-малыш" получает больше удовлетворения от процесса. Да и польза от таких занятий больше, ведь мама не только отдыхает от повседневных дел и выключается из бесконечной опеки, но и получает возможность в течение года участвуя в таких уроках, очень сильно "прокачать" свой собственный уровень. Более того, она понимает, как дома обустроить процесс своих занятий с ребенком, который привыкает 1-1,5 часа увлеченно рисовать или мастерить что-то, находясь рядом с нею. Для многих матерей это - большое дело. Малыши, имеющие примерно годовую практику таких занятий, существенно отличаются от сверстников не только по свободе (и навыкам) самовыражения через рисунок, но и по усидчивости, имея регулярную тренировку в концентрации внимания на творческом задании, что позволяет давать большую свободу маме заниматься своим делом рядом.
Оптимальный формат рисования в семейном формате я вижу таким образом: 3-4 малыша рисуют с учителем, а рядом 3-4 мамы рисуют что-то свое. При этом малыши меняют форму активности (порисовали, поиграли, перекусили, порисовали), а мамы могут 1-1,5 часа работать по своему заданию, возможно, продолжая его на следующем занятии, если оно не было закончено.
Цель: Изучение форм предметов на примере натюрморта (дети). Изучение основ формы, цвета и композиции на примере натюрморта (взрослые). Дополнительно могут решаться задачи на освоение конкретных техник и материалов (пастель, акварель).
Раздаточный материал: примеры работ, выполненных учителем или работа с натуры (свежие фрукты, ягоды, цветы), или их сочетание.
Задание для малышей
Здесь мне потребуются более детальные комментарии, чтобы проиллюстрировать специфику таких уроков. Ведь в момент, когда ребенку 1,5-2 делает свои первые шаги в рисовании.
Есть целый набор базовых умений и навыков, которые осваиваются в норме в возрасте от 2 до 4 лет. Это умение держать карандаш или кисточку, закрашивать область на рисунке, проводить линию, пользоваться ножницами и клеем. Все это безусловно важно, но я не считаю это первоочередным на своих уроках. Дело в том, что их освоение не требует специального учителя, здесь есть много хороших готовых методик. Есть огромное множество готовых тетрадок с заданиями, в которых малыши в 2-3 года рисуют с удовольствием. Эти задания направлены на отработку мелкой моторики: взяли карандаш (мелок, фломастер), провели линию. Сначала прямую, потом волнистую, потом несколько линий разной формы, потом сложную линию внутри лабиринта. Все это требуется сделать сотни раз, чтобы малыш научился владеть кистью руки, и малыш с удовольствием это делает, если тетрадка составлена грамотно. Выбрать такие тетрадки не сложно - сотни отзывов на "Озоне" или в "Лабиринте" подскажут, что больше любят дети. Незачем собирать малышей в группу и приглашать учителя, чтобы рисовать в них. Маме достаточно иметь их пачку и несколько раз в неделю не забывать предлагать их малышу в ненавязчивой форме. И она получит малыша, который умеет держать карандаш и хорошо владеет своей рукой. Когда-нибудь такому малышу, естественно, будет проще писать буквы.
При этом я не считаю, что такие тетрадки надо покупать бесконечно. Достаточно освоить базовые навыки - проведение линий, закрашивание областей, вырезание, работа с клеем, если конечно, ребенок не требует дальше тетрадки десятками (сдерживать, конечно, тоже не надо, если интерес у ребенка не угас). Но параллельно можно начать такие уроки, как сделали у себя мы - гораздо более живые менее структурированные, чем готовая тетрадь. Направленные на самовыражение в новой для ребенка форме. Уроки, где есть живой учитель, а в идеале и живой объект. Итак, в случае натюрморта, мы даем малышу стимул. Это может быть гранат, клубника, живой цветок, рыбки - что угодно. Надо понимать, что ребенок еще слишком мал, чтобы суметь сразу отобразить его форму.
Поэтому, если мы хотим, чтобы результат был хоть немного на этот стимул похож, то можно помочь ребенку с контуром. Как это сделать? Можно карандашом. Можно (и это хитрее) - белой пастелью или воском. Тогда на следующем шаге, когда ребенок возьмет акварель, контур предмета, контур проявится.
Далее мы предлагаем ребенку воспользоваться красками, предупредив (или оставив сюрпризом), что на его картине проявится объект.
Если мы хотим, чтобы ребенок точно понимал, что от него ждут, мы можем показать ребенку пример простой работы, выполненной учителем в той технике, которую от малыша ждут. Но это не обязательно.
Результат, полученный ребенком, будет неизменно другим и иногда даже более живописным. Малыши не ограничены в своих действиях жесткими представлениями о том, какими бывают, а какими не бывают гранаты. Они могут удивить нас, придав гранату голубоватый оттенок. А иногда удивить и тем, что они действительно видят блик голубого на красном гранате от окна. В любом случае, малыш будет учиться смешивать краски на палитре или сразу на листе. Он будет учиться управляться с кистью, будет экспериментировать с мазками и пятнами. Будет наблюдать, как краска, растекаясь, образует новые цвета. Иногда этот рисунок получается замечательно живописным, но далеко не всегда.
Что произойдет потом, понимает каждая мама. Спустя 10-15 минут, малыш устанет и либо повиснет на маме, либо, если ему предложить перекусить (тот же гранат) или поиграть, будет дальше спокойно заниматься чем-то на своей волне. Самое удивительное, что через полчаса, если мама в это время продолжает рисовать, он вернется к рисованию и будет в состоянии зайти на следующий заход. Конечно, от гранатов он к этому моменту уже устанет, это и нормально.
Он попросит помочь нарисовать ему какой-то стереотипно любимый объект (для мальчика - машину, самолет) и бросится страстно его раскрашивать, используя все подручные средства - фломастеры, краски, мелки. Я специально показываю интерес малыша в динамике, потому что все это один 1-1,5 часовой урок. Далее малыш поиграет, может быть опять перекусит, но может зайти и на третий заход. Например, он захочет опять порисовать спонтанно. И будет смело смешивать краски на листе.
Ели вы спросите, что это, то возможно удивитесь. Здесь например, малыш нарисовал гору, горную речку с рыбками, лес и солнце, то есть это пейзаж, в котором ребенок выразил целый мир. Обратите внимания, что он не оценивает пока получилось ли у него что-то похоже. Он смело творит и это бесценный опыт, формирующий свободу самовыражения малыша.
Условие очень простое - оценивать его результат не должен в этот момент самый важный человек для малыша - его мама. Она может одобрять, говорить, что она рада, что малыш рисует. Но это не должно звучать так: "Трава красной не бывает". Аккуратнее, мама. Бывает и красной трава... На финале занятия малыш неизменно устанет. Иногда может и уснуть. Но это будет хорошая усталость, полная творческих сил. И через несколько дней он будет готов снова вместе с вами рисовать. А может и намного раньше, взявшись дома за кисточку тем же вечером, чтобы снова порисовать.
Задание для взрослых
Чтобы взрослым не хотелось стопорить и оценивать малышей, давайте дадим им задачу, адекватную по времени и сложности. Тогда, рисуя с малышом день за днем, мамы приобретают новые для себя умения, например, осваивают живопись слоями, базовую технику акварели. Они могут учиться строить цветок в графике (и это занимает целое занятие). Могут сделать фотографию цветка, чтобы он не увял и в следующий раз продолжить рисовать его в красках. Если дать маме при этом хорошую акварельную бумагу, чистые краски и хорошие кисти, то результат может удивить саму маму и она перестанет раньше времени ждать результатов от малыша. Действительно, ведь она будет поглощена своим процессом, на который, может быть, во всей ее жизни раньше не было подходящего времени.
В заданиях для взрослых я вижу следующие этапы. Изначально человеку, который не пробовал рисовать, проще срисовывать работу учителя (повторять чью-то), чем рисовать с натуры. Потом он начинает напрямую работать с натуры, сначала в графике, стоя композицию, ища нужную крупность и ракурс, определяя фигуру и фон, ловя интересный световой эффект. Как промежуточный этап - можно работать по своей же снятой с натуры фотографии. Это упрощает рисование, если оно занимает долгое время (несколько занятий), за которое объект успевает завянуть или меняются условия освещения. Конечно, в художественных училищах натюрморты отрабатывают годами. Но и малыш растет долго, и к концу года мамы зачастую удивляют своими результатами с других, и себя. Малыш растет вместе с мамой, его занятия становятся все более продолжительными, его внимание на объекте может сосредотачиваться все дольше и дольше. Так постепенно, мама и малыш переходят на новый для себя этап. Нет никаких принципиальных проблем и в случае, если у мамы к этому времени уже не один, а два или три малыша. Тогда мы переходим в групповой формат и наши уроки продолжаются, и взрослые, и дети в этих уроках параллельно растут.