Контекст: Эта серия уроков, которая может проводиться как подряд, так и с интервалами. В нашем случае уроки шли с интервалами в месяц-два. Уроки тематически охватили три этапа жизни и творчества Моне: детство - начало известности (импрессионизм) - зрелость. Мои ученики в определенный момент стали слишком серьезно относиться к своим работам, боялись сделать неверный мазок, боялись экспериментировать, смешивать цвета, работать краской в живописной (а не просто декоративной) манере. Им было страшно и не привычно заполнять мазками весь лист. Опыт знакомства с творчеством Моне использовался для раскрепощения. Я рассказала ученикам, что импрессионистов называли "пачкунами" или "бумагомарателями", потому что они работали быстро и создавали свои полотна экспромтом. Я ставила цель раскрепостить детей и показать, что живопись может быть импульсивной, передавать состояние природы или художника. При этом среди импрессионистов я выбрала именно Моне, поскольку он рано начал рисовать и не изменил своему пути всю жизнь, отличаясь самобытными взглядами. Я решила, что это интересный пример жизни художника. Кроме того, на примере Моне легко показать раскрытие творческого потенциала художника в разных направлениях.
Цель: раскрепостить детей и показать, что живопись может быть импульсивной, передавать состояние природы и художника.
Урок первый. Клод Моне - карикатурист
Я рассказала детям про детство Моне, который был не очень прилежным учеником, на уроках чаще всего рисовал карикатуры на своих учителей, изображая их в смешных положениях. Я объяснила, что карикатура не требует фотографической точности. Что важно изобразить человека в привычной обстановке или с привычными атрибутами, усиливая и утрируя характерные черты. Это поняли не все, тогда я попросила нарисовать просто смешной портрет любого человека или учителя. Дети сначала испугались такой дерзости (рисовать учителей), но потом баловство взяло вверх.
Раздаточный материал: пример карикатуры, выполненной учителем, на бумаге и карикатуры Клода Моне, демонстрируемые на проекторе.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_02.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_04.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_03.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_05.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_09.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_07.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_08.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_06.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_10.jpg)
Продолжительность: 1 урок 60 минут.
Материалы: карандаши, ручки, фломастеры, бумага А3 (белая и крафт), ножницы. Для оформления работ была использована черная бумага.
Что отрабатывается: умение проявить наблюдательность и фантазию, снятие страха перед портретным жанром и рисованием людей, в том числе знакомых близких людей.
Процесс (как прошел урок):
1. Маленькие человечки. Девочка портрет рисовать не решилась, но с задачей карикатуры справилась, нарисовала сову с человеческим лицом. Она не захотела, чтобы персонаж был узнан. Рядом она нарисовала много маленьких человечков. У каждого из них была какая-то роль или амплуа, но повторяла, что это персонажи не из класса. Она насовала человечков на одном листе, не собирая их в сюжет. Потом согласилась сделать из них коллаж с совой в центре, где каждый занял определенное место.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_02-1.jpg)
2. Мальчик рисовал строго учителя. Рядом атрибуты учителя - парта, на груди - медаль. Карикатура далась мальчику сложно, хотя он прекрасно рисует ручкой другие сюжеты. Ему было сложно отвлечься и нарисовать, что-то непривычное. Автор перерисовывал работу несколько раз, хотя промежуточные карикатуры тоже были хорошие. С задачей справился, это заведомо смешной, утрированный портрет. Большой нос заимствован из сюжетов Моне.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_04-1.jpg)
3. Этот мальчик предпочитал рисовать только машины. Потрет нарисован моей рукой и напоминает одного из одноклассников. Хотелось, чтобы ученик понял и принял карикатуру как жанр. Я подсела рядом и мы стали вместе искать отличительные черты этого ученика (улыбка, крупные зубы, немного торчащие уши). То есть активное участие в создании работы ученик принимал. Мы нарисовали и отложили портрет, ученик нарисовал свою машину в карандаше, позже раскрасил и дорисовал кактус, чтобы оформить работу для выставки.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_03-1.jpg)
4. Девочка нарисовала одноклассника. Характерный дружеский шарж. Ученица сначала нарисовала портрет, а потом решила, что надо показать, что мальчик любит варенье и дорисовала ему миску с вареньем, усадив его туда. Вместе с этим атрибутом работа стала более смешной и яркой.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_14.jpg)
5. Девочка нарисовала свою маму, бабушку и дедушку. Маме она закрыла глаза. Ей очень хотелось нарисовать маму красивой (роза в волосах, сережки), а глаза красивыми не получались и она их закрыла. При этом брови и волосы придали образу мечтательность. Совсем другой характер у бабушки. Она тоже украшена (прическа, сережки, очки, преувеличенные глаза за очками), через детали девочка придала портрету сходство. Видно, что бабушка молодая и очень яркая. Шкодно показан дедушка, ему даже нарисованы волосики в носу, внимательно прорисованы глаза, показаны яркие атрибуты, на заднем плане показана черепашка в аквариуме, которая живет в доме. Эти портреты показывают, что девочка стала уделять большое внимание мелким деталям и подмечать их.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_09-1.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_10-1.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_08-1.jpg)
6. Эта работа показывает образ учительницы, как ребенок ее видит. Автор-девочка, которая всегда стремится очень четко выполнить поставленную задачу, она отнеслась к заданию очень буквально. Видно, что учитель - это яркая женщина, которая уделяет большое внимание своей внешности и очень подчеркнута ее женственность (красные губки, макияж, платье). Работа выполнена в технике коллажа. Атрибуты учителя (парта, глобус, тетрадь) показаны маленькими и малозначимыми, просто как принадлежность человека профессии.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_06-1.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_11.jpg)
7. На этой работе показан учитель труда с пилой. У нас не было на тот момент в классе уроков труда и это была чистая фантазия на тему каким бы мог быть учитель.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_07-1.jpg)
Анализ результатов
Тема зашла детям и опыт Моне по рисованию на уроках своих учителей они подхватили с радостью. Вот этот портрет учителя немецкого прямо на уроке нарисовала одна из девочек. По случайности этого учителя удалось заснять прямо в момент рисования. У учителя очень точно передано эмоциональное состояние (наблюдательная улыбочка с легкой усмешкой), на пальце показано обручальное кольцо (внимание к деталям). Чтобы увеличить шкодность учителя и ситуации девочка нарисовала ему рогатку, как будто приписывая ему определенную мысль ("пристрелил бы я вас, но не сильно").
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_01.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_1_12.jpg)
Так же дети поняли, что рисовать в тетрадках тоже можно и стали применять это в жизни. Иногда эти рисунки более тщательно проработаны, чем решение задач, а возможно они помогают отдыхать и переключаться от примеров, которые решаются уже достаточно легко. Это очень характерные тетрадки автономного Жоховского класса: спасение от скуки и усталости, умные решения, не форматное оформление, свобода творчества. Персонажи на полях имеют прямое соотнесение с темой, о которой мы сейчас пишем.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_post_01.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_post_02.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_post_03.jpg)
Урок второй. Клод Моне - импрессионист
Я рассказала детям про импрессионизм как жанр в живописи (в сравнении с классической живописью) и показала детям серию наиболее известных работ Клода Моне, выполненных на пике его творчества. Это были морские пейзажи, венецианскую и лондонскую серию, а также поезда Моне (вокзал Сен-Лазар в Париже), поскольку это могло "зацепить" мальчишек и помочь по новому раскрыть любимую ими тему.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_002_1_14.jpg)
Раздаточный материал: пример работы в стиле Моне, выполненной учителем, картины Клода Моне, демонстрируемые на проекторе.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_00-1.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_04.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_07.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_02.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_01.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_05.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_03.jpg)
Продолжительность: 1 урок 60 минут.
Материалы: гуашь, бумага А3, кисти, губки.
Что отрабатывается: умение передавать настроение с помощью цвета. Отработка заливок, композиционных решений, полное заполнение листа. Умение уйти от деталей и увидеть общее.
Процесс (как прошел урок):
1. Урбанистический пейзаж в холодных тонах. Работа экспрессивная, мазки размашистые. Ученик не совсем понял, как показать отражение. На работе показана ночь (холодный цвет луны, дома черные в контрастной манере). Белые штрихи на небе и море наводят на мысль о непогоде. Похоже на этюд, который не совсем намеренно сложился в пользу "ночи", но при этом задача была прекрасна решена.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_04-1.jpg)
2. Машины на мосту. Еще одна работа от любителя машин, живописно решена совсем по другому, чем первая. Удалось совместить тему машин, тему импрессионизма и тему пейзажа в одной работе. При этом гармонично, смело и с фантазией решена композиция. Аккуратно сделан фон (плавный переход от неба к морю). Видно, что человек старался, гармонично решена цветовая гамма. Задание выполнено точно, нет чрезмерной детализации, есть эффект освещения и передано настроение.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_01-1.jpg)
3. Пейзаж в холодных тонах, закатный цвет, который предпочли и другие дети в классе. Здесь наиболее интересно отработана центральная часть неба и центральная часть композиции, на море девочка-автор немного "выдохлась", что сделало воду совсем холодной.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_02-1.jpg)
4. Нестандартно теплое и "жаркое" решение по сравнению с другими работами класса. Получилось настоящие марокканское солнце на фоне мечети. Работа позитивная и жизнеутверждающая, живописная задача отработана полностью.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_05-1.jpg)
5. Ученик проникся, что кроме пейзажей в выборке работ Клода Моне было много картин на тему вокзалов и поездов и показал свою вариацию на эту тему. При этом здорово, что он не вдавался в мелкие детали, которые было бы сложно в таком контексте вместить или раздробили бы работу, и оставил работу цельной, использовав для передачи настроения цвет и форму.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_07-1.jpg)
6. Эта работа практически полностью выполнена губкой, поэтому она такая "полосатая". Фотография не очень полно передает фактуру работы, в которой в основные цвета на губке подмешивались другие тона, придающие рисунку большую живописность. Позднее были кистью конкретизированы детали (остров, силуэт объекта, рябь на воде).
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_03-1.jpg)
Анализ результатов
Тема позволила детям смелее писать экспромты в живописной манере. Этот эффект сохранился надолго, до конца учебного года постоянно похожие работы в классных и домашних рисунках ребят. Они стали мазками более смело заполнять пространство и работать губкой. Ниже приведен домашний рисунок одной из учениц класса, выполненный спустя несколько месяцев после урока. Видно, что материал урока по импрессионистам был понят, осмыслен и воплощен в жизнь. Девочка буквально за полчаса, экспромтом нарисовала закат на море, где воду показала в контрастной технике, осознанно используя мазки разных цветов, не смешивая их на палитре или на листе, а сохраняя их раздельность. Эта мозаика, характерный прием импрессионистов, прочно запомнилась ей и стала спонтанно используемым приемом.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_2_08.jpg)
Урок третий. Кувшинки Клода Моне
Известно, что у Моне был целый период, когда он рисовал кувшинки и водяные лилии. Я показала детям серию таких работ, приурочив это к весне и встрече 8 марта (вместо обычных для младших школьников открыток). Детей очень удивило, что один и тот же сюжет можно рисовать более 200 раз, находя в нем что-то новое.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_05.jpg)
Раздаточный материал: пример работы в стиле Моне, выполненной учителем, картины Клода Моне, демонстрируемые на проекторе.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_00.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_01.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_02.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_04.jpg)
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_03.jpg)
Продолжительность: 1 урок 60 минут.
Материалы: акварель, бумага А4, кисти, клей.
Что отрабатывается: работа над композицией, цветовое решение в смежных тонах (работа над нюансами).
Процесс (как прошел урок):
1. Пейзаж с центром симметрии. Композиционное решение, построенное на разбиении работы на половинки (как по горизонтали, так и по вертикали). Центром композиции стала дорожка из камней, которая почему то идет по воде. В целом многие дети захотели показать на заднем плане деревья и их четко обозначить, хотя задачи такой не ставилось и у учителя в примере деревья были показаны условно.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_01-1.jpg)
2. Формально простое решение, но выполнено точно по заданию. Использован коллаж для создания мостика. Кувшинки показаны утрировано большими и несколько схематичными (ребенок увлекся формой кувшинок и стал вписывать их в окружности). При этом цветовое решение очень красивое, оно нежное, с мазками, с большим количеством оттенков розового и голубого в воде, с оттенками на листьях и лепестках кувшинок.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_06-1.jpg)
3. Здесь ученик пытался изобразить перспективу и она ему не очень удалась (не хватило опыта в пространственном построении). Работа интересна цветовыми нюансами (зеленый на зеленым), тем, что человек работал разнообразными по форме мазками (длинным, короткими). Деревья выглядят как трава, но при этом подвижные и живые по форме.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_04-1.jpg)
4. Для детей оказалось сложным простроить фрагмент (угол зрения) на общем плане. Они не очень поняли как фрагмент моста взаимодействует с горизонтам и водой. Некоторые в итоге делили небо и воду именно по мосту, создавая причудливый и курьезный эффект, когда дерево растет из перил. Здесь интересно, что цветок на первом плане сделан в корректном масштабе. И, если линейную перспективу простроить не удалось, то масштаб рисунка в целом получился адекватным. То есть через пейзажные зарисовки и пленер происходит приближение к освоению первоначальных приемов передачи перспективы. Такие работы более продуктивно проводить в одном цикле с уроками на пленэре, когда идет связка: пленэр - работа в классе как итог такого выхода.
![](https://art-on-wall.com/content/images/2022/06/-lesson_004_3_03-1.jpg)
Анализ результатов
Этот урок показал сложность для детей в том, чтобы показывать фрагмент пейзажа (показывать кусочек моста или дерева или веточки дерева). Это отдельная композиционная задача, которую интересно будет отработать в будущем.
Цикл занятий, посвященный творчеству Клода Моне, показал, что ребята за год научились работать с композицией, цветом, стали лучше чувствовать форму. Они научились заполнять полностью лист, смело использовать мазки разного размера и формы, передавать настроение с помощью контрастов, цветовой гаммы и нюансов. Все без исключения дети в классе стали проще относиться к рисованию как способу самовыражения. Многие, кому это позволено в семье, перенесли этот опыт домой, другие стали проще рисовать красками в классе.