История про Ладика и Полину, или как не мешать ребенку рисовать с фантазией

История про Ладика и Полину, или как не мешать ребенку рисовать с фантазией

Есть дети, которые не дают вмешиваться в свою работу и отстаивают свое право сделать то, что они хотят. Их сложно и просто учить. Сложно, потому что они не всегда принимают тему или приняв, трансформируют до неузнаваемости. Просто, потому что они усидчивы, продуктивны, находятся на своей волне и знают, что им нужно.  Скажем сразу, таких детей единицы. Большинство приходят в студию для того, чтобы получить задание и сделать его "красиво" (продемонстрировать родителям хорошую работу педагога), а вовсе не для того, чтобы воплотить что-то свое.  Привыкая к потребительству и трансляции готовых моделей, мы приучаем к этому своих детей. Мы водим детей к хорошим педагогам и ожидаем (а иногда и получаем) хорошие результаты. И если результаты не вписываются в общепринятые стандарты, то сложно предположить, что ребенок может быть прав. И может лучше взрослого знать, что ему нужно. Наверное, это про всех детей, но есть послушные дети или дети, для которых рисование по какой-то причине перестало быть важным.  Мы сейчас расскажем про других. Про тех, кто продолжает отстаивать свой интерес.

Наших героев зовут Ладик и Полина. Оба они рисуют очень по-детски. Но иногда хочется взять их рисунки, перерисовать их технично и по-взрослому и издать в виде книжки. Потому что фантазия этих детей далеко опережает технику их работ. Давайте попробуем вместе про них порассуждать.  

Ладик и Полина. Урок с клубникой и помидоркой

Время от времени мы проводим в студии уроки рисования с натуры. Это могут быть предметы быта, овощи, фрукты, игрушки или цветы. Мы рассказываем про натюрморт как жанр, но не ставим его как единственно возможную тему. Так вот, наши герои на таких уроках никогда не скучают. Они сидят и рисуют. С точки зрения классической педагогики они ведут себя не совсем по правилам. Буквально они следуют задаче, но получают неожиданный результат. Клубника у Ладика ожила и ощетинилась злобным оскалом.

На огромную чудо-клубнику на равных смотрят муравьи, радужный кот и маленький розовый слон. В небе порхает довольный крокодил. Чем не реклама антигистаминного средства? Для ребенка все это имеет внутренний смысл. Кстати, он аллергик и клубнику ему нельзя. Но дело не в том.  Он рассказал историю про клубнику. Чем не работа иллюстратора? Объект переработан в тот образ, который художнику нужен. И взрослый специально не придумал бы лучше. Здесь есть угроза, есть фантазия, жизнь.

Мы напомнили Ладику тему (а темой этого урока была штриховка). Ладик не расстроился. Он очень быстро нарисовал с натуры помидорку и стакан с карандашами. Потом, удовлетворив учителя своим результатом, расслабился и добавил за помидоркой магический лес. Лес сразу наполнился собственными деталями. Дуб в этом лесу живой и имеет дубло и гнездо, полное яиц. Береза растет на другом пригорке. По-детски простроена перспектива, которая уводит историю в даль, к облакам. Вот вам, товарищи взрослые, и пейзаж, и натюрморт, и объем, и плоскость, и цвет, и графика и даже штрих. И все на одном листе. И кое-что неожиданное в придачу. Ну а что на этом уроке делала Полина? Ее никто не трогал. Поэтому она тоже нарисовала клубнику. Рядом с гигантской клубникой расположился радужный кот.

Полина - большая поклонница творчества Анри Матисса. Она балдеет от его авангардных работ в ярких тонах (например, ей нравится натюрморт с золотыми рыбками). Что-то от Матисса в этом сюжете определенно есть. Здесь котик уравновешивает гипертрофированно разросшуюся клубнику. Композиционно работа решена гармонично, кот берет на себя внимание за счет необычных цветов и балансирует сюжет.

Ладик. Север. Впечатления зимы

Такие уроки для детей с фантазией самые органичные. Здесь фантазия ничем не ограничена и сюжет может быть развернут напрямую. Ладик вспомнил как он праздновал Новый год у друга и пришел к нему с подарком. Друг сидел рисовал рядом, так что все занятие прошло под эгидой: "А помнишь?" Автопортрет художника в костюме гнома. За окном зима (это - художественный образ зимы, а не реальность, в Геленджике на Новый год снега не было). Праздник, теплый дом, гирлянды, игрушки. Елка в руках, елки за окном - специально в доме елка не обозначена, но возможно так оно и было. Интересно оформлена рамка рисунка. Толстые стены дома декорированы узором, снежинками, корнями деревьев.

Полина и Ладик. Рисунки на тему: "Город"

На одном из уроков мы рисовали на тему "Город". Оба наших героя тему существенно транформировали, переделав ее в нечно, напоминающее ожившее и одухотворенное. Полина склеила два листа А3 - белый и черный - и получила масштабное пространство, куда поселила жирафа, вышедшего головой высоко в Космос. Ногами жираф стоял на земле среди деревьев, эта часть изображения напоминала комикс, прямо на ней были подписи про этого жирафа, которого зовут Генадий Тревогаон. Определенно есть параллели с географией Плоского мира и черепахой Великим А'Туином, если не знаете такой, погуглите, в Википедии это есть (и это урок про то, что иногда фантазийные миры, имея тысячи последователей, захватывают человечество). И, если Великий А'Туин несет свой мир через Вселенную, то Полинкин жираф сложней. Он ногами стоит в этом мире, а головой принадлежит Космосу, и мимо него несутся планеты. Чтобы не задохнуться, жираф снабжен минималистичным скафандром. Работа не была закончена, но идея получилась масштабной. Что же у Ладика?

Здесь как раз черепаха и на ней помещается город. Здесь многоэтажные дома, лесенки, даосская символика, дома-норы с окнами иллюминаторами и сложными переходами вокруг них. Вокруг огромной черепахи летающий корабль, воздушный шар, дом под радугой и поселок на Луне, ракеты, падающие звезды, дома-грибы и дома-цветы. Здесь же появляется радужный кот (никак привет с прошлой работы Полины) и острая ощетинившаяся трава, а также нацелившиеся в небо карандаши. Кое-где встречаются инопланетные существа, немного похожие на медуз. Все это не только создает мир, но и придает ему эмоциональную окраску с радужными элементами и веселой кутерьмой событий. И вот тут становится интересно, не так ли рисовали в детстве некоторые европейские иллюстраторы, которые любят рассказывать детям истории в картинках. Их что не шугали в художественной школе, что так город рисовать нельзя? Вот повезло...

Полина. Штриховка. Рисунок с натуры

Иногда мы приносим в класс живой материал. Вы уже видели выше клубнику, здесь был урок с еще более рельефными объектами: иголки и ветки сосны, шишки, перья. Полина выбрала перо. Нет, вы не думайте, это не было перо павлина. Это было всего лишь серое перо голубя, если присмотреться, Полина на фотографии держит его в руках. И вот что она рисует. Смоделировав сложную форму из трех перьев в карандаше, она начинает штриховать центральное перо фантазийными цветами. Получается нечто, что могло бы украшать шляпу мушкетера. Размашистый штрих, вольная трактовка темы. Задание выполнено в декоративной манере, настроение соответствует художнице.

Как Ладик и Полина НЕ нарисовали плюшевого мишку

Однажды мы попросили детей нарисовать плюшевого мишку. Цель была отработать штрих и корректно передать штриховкой материал (что мишка пушистый). Оба наших героя почему-то нашли цель не вдохновляющей. Мало того, они в принципе в этот день не были настроены рисовать с натуры. Ладик заменил мишку кошкой, но рисовал ее по памяти, впрочем пушистой она получилась. Рисунок, конечно, декоративный и плоский (без передачи объемов). Но на нем в мельчайших деталях продумана композиция. Клетчатая скатерть, игрушки, сыр (в который воткнута бумажка "Подарок мышке"), на заднем плане - дверь, часы и деревянная стена. Все детали этого рисунка Ладик отстаивал, осмыслял, проговаривал, рисуя, и вообще всячески стремился сделать по-своему. У взрослых возник закономерный вопрос: "При чем тут мышка?" И Ладик ответил: "Мышку рисует Полина". Очень часто именно Ладик стремится перекликать свои сюжеты с другими участниками группы, чтобы они не рисовали, и даже включает элементы с их рисунков в свои картины (черепаха-город возникла, по сути, именно так).

"Кот, который ждет в гости мышку-подружку". Ладимир Бессонов

Полина поддержала игру. Ей явно понравилось внимание, которое оказал ее рисунку Ладик, и на ее картинке возникло множество элементов, поддерживающих его сюжет. Получился дружеский скетч, перекличка, социальное взаимодействие в картинах. Мышка выходит из своей норки. Обои в ее комнате демонстрируют недовольные кошачьи мордочки и сыр (обратите внимание, что обои скадрированы корректно, не по-детски). Наконец, мышка тоже приготовила коту подарок: пару рыбок. Одну из которых уже нечаянно съела.

"Мышка, которая идет в гости к коту" Полина Дайнеко

Взрослые в этот раз были настойчивы. Пытались подсаживаться и участвовать в копозиции, да и в сюжете. Дети тоже были настойчивы. Они скооперировались и выдали общую тему. И нам это очень понравилось. Как и то, что получилась слаженная командная работа и законченный результат. Обе работы были закончены полностью.  

По теме работать мы тоже можем

Очень часто бывает так, что нашим детям нравится задача, поставленная преподавателем и у них есть настроение четко сделать ее "от и до". И тогда в ответ на задание склеить из лоскутков ткани домик повляется домик. А в ответ на задание сделать сюжет в форме кота, появляется сюжет с котом. Работы яркие, хоть и сделаны по образцу, они несут отпечаток художницы. Это работы про сочетанию разных техник в одном рисунке и знакомство с новыми материалами (в случае кота - сочетание акварели и акриловых маркеров). Можно, конечно, сказать, что задача рисовать с натуры игнорируется, и поддерживается только умение рисовать иллюстрации. Но это не совсем так.

Работы Поли и Ладика на пленэрах

В этом году мы особенно часто ездим с детьми рисовать на пленэр. Мы писали об этом отдельно, и уже не раз. И по прежнему считаем это одной из лучших практик в обучении рисованию. Мы рисовали в парках, музеях, зоопарках, на улицах и набережных, и, конечно, в лесу. Наши герои тоже прининимали участие в таких занятиях. И, конечно, по своему. Иногда они довольно точно рисовали объект с натуры, а потом живо окружали его фантазийной реальностью. Иногда рисовали свою тему, не смотря на то, что творилось вокруг. А иногда даже выдавали дружеские шаржи на свою компанию.

На одном из пленэров Поля нарисовала шарж на группу людей вокруг нее. Она нарисовала учителя, родителей и друзей. У каждого был проработан не только внешний вид (одежда, поза, мимика), но и характер, отличительное настроение. Шаржи получились узнаваемые, но при этом дружелюбные.

Материал не имеет значения
Если в человеке включено творчество, он будет стремиться проявлять его во всем. Даже рисуя мелом наши герои создают свои миры и стремятся создавать целостные образы. Здесь рисунок "Спящие рыбы в спящем море", про который мы подробно писали в статье про рисование мелом, поэтому здесь просто его проиллюстрируем.

Итоги

Дети, похожие на Полину и Ладика, многому учат своего учителя. Чем больше я (Анна Дайнеко) рисую сама, тем больше я понимаю, что гораздо сложнее научить человека думать самостоятельно и проявлять фантазию, чем повторять чужое творчество. Повторяя с высоким уровнем техники чужие работы, ты навсегда остаешься посредственным. И только выражая оригинальную мысль (черту, мир, задумку, идею) можно прийти к чему-то важному.  Поиск грамотного технического воплощения доступен любому художнику, уделившему обучению достаточное количество часов. Научить фантазии гораздо сложнее. Но если фантазия в детях по какой-то причине уже есть, то  очень важно поддержать ее, направить и не задавить, потому что это хрупкий процесс и заглушить его совсем не сложно. Важно позволить детям, у которых она есть, быть правыми, другими словами - иметь право на свое творчество, позволить им выражать себя. Это так очевидно. Но не в тех кругах, где учили живописи большинство из нас.    

- -
Анна Дайнеко

Written by Анна Дайнеко

Потомственный художник. Начала рисовать сразу, как только научилась держать кисточку и карандаш, и сразу на стенах. Первую выставку родители организовали Анне в 5 лет art-on-wall.com
Лена Павлова

Written by Лена Павлова

Объехала с фотоэкспедициями более 50 стран Европы, Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, специализируется на съемке людей и стен. Ведет блог "Путешествуем с детьми" baby-n-travel.org
You've successfully subscribed to Анна Дайнеко. Рисуем на стенах
Great! Next, complete checkout to get full access to all premium content.
Welcome back! You've successfully signed in.
Unable to sign you in. Please try again.
Success! Your account is fully activated, you now have access to all content.
Error! Stripe checkout failed.
Success! Your billing info is updated.
Billing info update failed.
Dark Light