В этом году в нашей студии появился второй педагог - Ольга Владимировна Богданова. Это педагог с большим опытом преподавания рисунка и живописи, она более 20 лет проработала в художественной школе. Конечно, с ее приходом, наши занятия изменились. Ольга не могла не привнести в наш процесс академическую жилку, которая была в этом году очень нужна для детей и взрослых. Некоторые наши ученики занимаются давно и дошли до определенного этапа, им требовался скачок на новый уровень. И в этой связи есть о чем по размышлять. Сейчас в мире существуют разные тенденции.
- Задания, представленные заданиями этой статьи, тяготеют к классической школе. В этой школе четко нормировано как ребенок держит кисть или карандаш, и как он ими рисует. Его задания выверены педагогом и преследуют четкие задачи и цели. Есть предмет и материал. Именно тот, который задан. Работа всегда оценивается (справился - не справился). И получил удовлетворительную или не удовлетворительную оценку на каждом этапе. Это школа дает предсказуемые результаты и конкретные навыки. Человек учится рисовать любой объект в определенном материале и доводит до логического завершения. Получает именно такое изображение, как в традиции принято этот объект видеть. Это дает уверенность в себе, уверенное, плотное знание, которое достигается кропотливой (но не всегда интересной) работой.
- В то же время есть и другая тенденция (одна из ярких представителей - Алиса Борк). Здесь полярно другая концепция обучения. Во главу угла ставится следование за ребенком, совместное рисование, творчество и участие в этом творчестве. Не поправлять: какими инструментами рисует ребенок, что рисует, как рисует. Ребенку создают благоприятную обстановку, материалы дают с избытком и позволяют пользоваться взрослыми материалами. Это мастерская, куда ребенок приходит только рисовать и ничего больше, это обстановка, где нельзя ничего испортить, одежда берется старая или специальная, краски - любые, вплоть до акриловых. Творчество ребенка не оценивается, все, что он принес, встречается с восторгом. Позиция хороша возможностью не подавить собственное содержание, не уйти в копирование и выработать авторский стиль. Он может не попасть в канон, но он будет свой (аутентичный). Мы писали про уроки в такой модели и про опыт ведения детей в такой перспективе.
Глобально перед нами стоит задача эти традиции совместить. Мы понимаем, что спонтанно рисующие дети рано или поздно упрутся в стену своих возможностей. И хочется дать им шанс сделать прыжок в тот прием, который наработан традицией. Поэтому у нас появилась Ольга Владимировна Богданова. И поэтому она работает у нас именно на таком материале, на котором считает нужным. И вот в каких это было воплощено уроках.
Урок первый. Клубника и помидорка.
Материалы: клубника, помидор, бумага, карандаши простые и цветные, резинки. Задание было направлено на то, чтобы передать простым и цветным карандашом форму, объем и гладкую поверхность (фактуру) предметов, а также построить композицию. Детям показали, что такое штрих, какие бывают штрихи - короткие, длинные, извилистые, а также тушевка. Рассказали, что штриховка делается по форме (на данной фазе этим воспользовались не все). Когда ребенок выполнял задание, он мог дорисовать что-нибудь еще, и многие этим воспользовались.
Урок второй. Яблоки
Материалы: яблоки, тонированная бумага, карандаши простые и цветные, резинки. Задание было идентично прошлому уроку. Мы закрепляли полученные ранее умения. Не все согласились задание выполнить, но те дети, кто выбрал порисовать что-то свое, рисовали эту тему в другие дни. На яблоках мы узнали, как с помощью штриха передается объем и пробовали заштриховать округлый предмет так, чтобы подчеркнуть его форму. То есть нарисовать яблоко так, чтобы оно считывалось как яблоко. Видно, что дети поняли задачу и пытались ее максимально точно выполнить.
Урок третий. Шишки, иголки, перья (предметы с характером)
Материалы: шишки, перья, ветки хвойных и лиственных растений, белая и тонированная бумага, карандаши простые и цветные, резинки. Задание было идентично предыдущему, отличались объекты. Эти объекты были "злее", сложнее, амбициознее. Мы прокомментировали, что эти объекты отличаются друг от друга по сложности. Наиболее простыми из предложенного были перья и многие их выбрали.
Дети рисовали перья и здесь было, где разгуляться фантазии. При этом в качестве материала использовались обычные серые перья, но каждый маленький художник постарался раскрасить их по своему. При этом технику штриховки использовали корректно и перья изобразили достоверно.
Взрослые взяли более амбициозные задачи. Это были ветки сосны и шишки. Здесь нужно было не просто передать объем, но и построить форму. В случае иголок сосны - передать природную хаотичность. В случае шишки - показать ее структуру и глубину. Взрослые справились с этой задачей. У них получилось и скомпоновать объекты и придать им эстетику. Это именно та задача, которую постоянно решает художник, работая с натурой и переводя ее в привлекательную для зрителя форму.
Разными путями пошли малыши. Кто-то потребовал себе краски и занялся раскрашиванием шишек яркими красками. Кто-то, как взрослый, занялся достоверной штриховкой, идя в точности по заданию. Позднее мы наблюдали насколько крепко произошло усвоение этой темы у малышей (на счет взрослых сомнений не возникало - по их регулярным работам было видно, что техника штриховки "колючих" предметов пошла им на пользу. Этот рисунок 5-ти летний мальчик сделал спустя пару месяцев после этого урока. Он взял ветку в парке, принес ее домой, дома сел и с натуры нарисовал ее, далее начал пририсовывать вокруг другие детали и подробности. Комментарий был следующий. Внизу в норке живет семья из троих хомяков. И самый маленький хомяк спит и видит сон, в его сне - деревья и самолеты. Рядом, в другой норке, живет семья кроликов. Интересно, что тему норок и животных старшие дети рисовали примерно полтора года назад, а дети на ней присутствовали. Ветка же явно перекочевала из нашего урока. Эта работа показывает эклектичность опыта и то, как реалистичный материал может сочетаться с фантазией. Подробно мы уже писали о подобном процессе для старших детей.
Шишки и иголки стали кульминацией темы, посвященной форме небольших предметов с характером. Взрослые смеялись, что после портрета шишки что может быть страшным? Но у Ольги было свое видение процесса и состоялся урок четвертый в этой серии.
Урок четвертый. Мягкая игрушка
Материалы: плюшевый мишка, карандаши простые и цветные, резинки. Задание было идентично предыдущим, но в качестве объекта была предложена мягкая игрушка. Педагог объяснил специфику мягкой игрушки, поговорил о ее форме, о направлении ворса, о сложности, что нужно показать белое на белом. В качестве основного материала были предложены простые карандаши и белая бумага, но дети предпочли добавить карандаши цветные. Тема игрушек стала для детей провокационной: некоторые предпочли рисовать не с натуры, а по памяти и выбрали другие объекты. Замечательно, что в каждой работе заиграл штрих.
Резюме
Сразу комментируем, чтобы не было ложного впечатления: эти задания шли не подряд, а с интервалами. От первого до последнего урока цикла прошло порядка 2 месяцев. Между этими уроками вклинивались другие темы, некоторые были фантазийными, другие - этническими, третьи - рукодельными. Мы показали этот цикл уроков именно как линию работы педагога, к которой можно возвращаться время от времени, можно часто, можно - реже, в зависимости от характера группы и общих целей. Все отметили в этом году, что с приходом таких уроков техничность детей и взрослых возросла. Они почувствовали большую свободу, когда какой-то объект требовалось изобразить со всей точностью и получить узнаваемый результат. Это хорошо видно и на пленэрных уроках, которые, хоть и совсем другие, могут иметь одной из своих целей исследование формы, и одной из рабочих техник - штриховку карандашом. Работа с детьми в студии как правило более статична, более сосредоточена, более скурпулёзна. Так что если пленэр воплощает технические наработки, студия их накапливает. И мы считаем этот процесс очень важным.