Мы опираемся в своих уроках на творчество художников. И в этом году это модернисты. В Европе трансляция художественной культуры детям идет через культовых художников. В Каталонии, например, уроки в духе Миро начинаются с детьми с 4-х лет. Мы отошли от стремления транслировать узко национальную культуру, хотя с удовольствием русскими художниками занимаемся и еще напишем об этом в будущем. Мы выбираем транслировать тему шире, через историю мировой культуры и мировой живописи вообще, и подводить детей к русским художникам более подготовленными (чтобы они зашли глубже). Ну а теперь про Жоана (Хуана) Миро. Мы стремились познакомить детей 4 класса с сюрреализмом (это серия школьных уроков рисования).
Миро был выбран в противовес к Дали, может быть у нас более знаменитому, но намного менее светлому. Сюрреализм изначально несет в себе работу с символами, а символы имеют сильное воздействие на психику зрителя и нам интересно было сравнить эмоциональный фон этих двух художников, родившихся в Каталонии примерно в одно и то же время. Оба этих художника прожили длинную творческую жизнь, были очень знамениты и признаны при жизни, перенесли две мировых войны и две диктатуры, имели огромное влияние на мировую культуру. Но, сравнивая Дали и Миро, невооруженным глазом можно увидеть как эмоционально по разному они пропустили через себя эпоху. Это как Горький и Грин (Малевич и Шагал) - люди одного времени, но совершенно разного внутреннего уклада. И для детей мы сегодня выбираем Миро.
Не все искусствоведы признают Миро в качестве сюрреалиста именно из-за его внутреннего света. Попробуйте посетить подряд два дома-музея в Барселоне - дом-музей Дали и дом-музей Миро (мы это сделали), чтобы понять разделяющую их пропасть. В обоих домах огромное количество посетителей, но если в первом это большей частью взрослые и они мрачны (как и обстановка самого дома), то во втором - это дети, и они смеются. В доме-музее Миро стоит потрясающий дух. И если вы не понимаете его картин в репродукциях (а это нормально), то стоит один раз туда съездить. И есть шанс, что выйдите вы из этого музея совсем другими. С некоторыми из нас так и произошло. Больше всего запомнились огромные гобелены, некоторые - размерами в два этажа, яркие краски, радостная атмосфера и детский смех. Поэтому мы не прошли мимо Миро и решили рассказать о нем своим детям. Занятия по Миро проходили у нас в течение месяца в группе младших школьников (4 урока), смешанной группе (школьники + малыши + взрослые) - 4 урока и индивидуальных занятиях (мама + малыш) - 6 уроков. Цель: познакомить детей с символизмом и сюрреализмом и их значением в современной культуре.
Вводный цикл занятий. Игра по персонажам Жоана Миро
Сложность задачи "познакомить детей с творчество Миро" в том, что оно плохо "берется" по репродукциям. Репродукции его картин мало кого впечатляют, особенно в маленьком размере. Поэтому мы искали сильный вход и нашли его у каталонцев. Калаталоские учителя дают Миро через игру. Мы, вслед за ними, проанализировали наиболее частые формы тела существ, встречающихся на картинах Миро. Формы самого корпуса, головы, глаз, типичные сочетания цветов, типичные рисунки на фонах. И получили игру, связав ту или иную форму с броском кубика. Каждый ребенок "создал" себе человечка и раскрасил его.
В такую игру мы играли с младшими школьниками. Ни в группе взрослых, ни в группе малышей это не потребовалось. Последние воспринимали сюжеты картин Миро напрямую и сразу были готовы экспериментировать. Школьникам же для вводного занятия потребовался волшебный "костыль", но только в первый раз, потом дело пошло легче. Несмотря на то, что игра имела правила (надо было бросить кубик и взять то, что выпало), многие "подкручивали" кубик, потому что хотели сделать по-своему. Например, мы видим 5 кошачьих ушек в 8 работах, это было желание детей, кубик выпадал по другому. Очень помогло заполнение фона, потому что сами дети не хотели браться за фоны. Миро говорил, что он собирается "убить" живопись (использовал равномерные заливки, а не смешение цветов), некоторые дети от этого правила отошли, предпочитали краски смешивать. Наконец, видно, что работы выражают внутренние переживания ребенка (есть агрессивная фигура, существо, которое плачет, есть огрызающаяся, есть, те, кто что-то скрывает внутри, есть безмятежные). И это потрясающий опыт: именно в таких ограниченных рамках личность художника проявляется во вне, в этом одна из ключевых особенностей сюрреализма.
Урок-разбор картины Карнавал Арлекина (1925)
Это вариант урока для смешанной группы, где совместно рисуют взрослые, подросшие дети и малыши. Урок начинался с рассказа о картине "Карнавал Арлекина". Эта картина - значимая веха в жизни Миро, ознаменование целого периода жизни. Миро писал ее около года, в период своего приезда в Париж. Картина создавалась, чтобы этот самый Париж покорить, не меньше. Символически она выражает взаимодействие художника с разными аспектами мира искусства. Но Миро не приняли так хорошо, как он ожидал. Это был для него сложный период, некоторые из образов навеяны голодными обмороками. Здесь есть голодный художник (один из персонажей пытается его накормить), его желудок показан в виде дырки. Париж в окне (пирамида олицетворяет Эйфелеву башню), лестница в никуда - символ выхода в бессознательное. Каждый из персонажей должен что-то рассказать зрителю. Мы не разбирали значение каждого символа с детьми (только некоторых самых ярких). Мы играли в поиск персонажей на картине. Сделали набор больших и маленьких карточек с персонажами и искали их, а также искали тех, кого на карточках не было.
Потом дети разобрали себе карточки, кто-то решил нарисовать одного, кто-то нескольких, а кто-то рисовал по своей теме но отступление от привычных работ и тематик ощущалось явственно. Была пара детей, которые настоятельно стремились "остаться в сознании" и именно на этом уроке порисовать что-то натуралистичное. Даже на них Миро отразился, их работы были более безмятежны, чем обычно. Этот урок получил продолжение, поскольку многим захотелось проработать своих персонажей более тщательно.
Существа Миро
В продолжение урока по "Карнавалу Арлекина" и урока-игры многие дети (и взрослые) захотели порисовать своих существ в духе Миро. Мы не стали их ограничивать. Позднее некоторые из них признавались, что это были самые расслабленные уроки из всех. Удавалось легко "отключить голову", не беспокоясь о результате, и просто отдаться процессу.
Я не знаю красиво это получается или нет, но очень терапевтично (взрослая участница группы).
Почти такими же словами говорил и сам Миро, признаваясь, что подходя к холсту часто не знает, что собирается нарисовать и больше всех удивляется тому, что у него получилось.
Мы наблюдали, что задача "рисовать в духе Миро" покрывает и снимает защитные реакции участников и они начинают рисовать, далеко отходя и от Миро, его символики и стилистики, и от своей привычной манеры рисования. И уже давно рисуя себя и свой внутренний мир, они забываются и не опасаются осуждения. В этом еще одна отличительная особенность символизма и причина его большого влияния на культуру: оно высвобождает и растормаживает.
Серия работ "Созвездия" Миро (1939-1941)
Серия картин имеет интересную историю. Миро начал писать "Созвездия" во Франции в Париже, куда переехал, спасаясь от войны. Позднее вместе с семьей бежал в Нормандию, оттуда - на Мальорку. Основные работы серии "Созвездия" были написаны в Нормандии, закончена серия была на Мальорке. Это зрелый Миро, наполненный символизмом, здесь для него характерны переходы, когда одно тело "наезжает" на другое и формирует новое тело другого цвета в граничных областях. Дети поняли "Созвездия" по своему, более буквально.
Гобелены Миро
Кульминацией цикла стали несколько занятий по гобеленам. На эти занятия мы принесли пряжу разной толщины и цвета, линейки и книжки. С помощью этих простых инструментов мы сделали импровизированный ткацкий станок и объяснили участникам базовые принципы плетения.
Взрослые прониклись историей того, как гобелены пришли в жизнь самого Миро, она явно нашла отклик как ответ на вызов существования. Миро научился ткать в очень зрелом возрасте. Его дочь попала в аварию и получила сильные травмы. Был риск, что она не сможет ходить. Лечили ее в монастырской больнице. Миро сказал, что оставит или напишет монастырю любую работу, которую попросят монахини, если его дочь поднимут на ноги (его работы уже тогда стоили очень дорого, так что это было щедрым предложением). Монахини вылечили его дочь и попросили Миро сделать для монастыря большой гобелен на всю стену. Миро не умел ткать. В то время он предпочитал работать один, поэтому он сказал монахиням, что этого сделать не может. Монахини нашли ему учителя по ткачеству. Миро выполнил обещание, потратив на это около года, и оставил монастырю большой настенный гобелен своей работы. Он так увлекся этой темой, что несколько последующих лет занимался только гобеленами. Гобелены Миро стали одним из ярчайших воплощений его зрелого искусства. Они поражают воображение в доме-музее Миро, имеют огромный отклик у детей и взрослых.
Несколько детей-школьников подхватили эту технику и следующие недели занимались ткачеством дома, причем они экспериментировали с размерами гобеленов, толщиной ниток и замыслом своего плетения (коврики, шарфики, брошки, браслетики, куколки и их одежда). Занятие так захватило некоторых детей, что на следующем уроке мы предложили другой вид плетения (по кругу).
Скульптура Миро "Женщина и птица" (1983)
В Барселоне так любят Жоана Миро, что в последние годы его жизни город заказал ему три крупных объекта, которые должны были стать визитной карточкой Барселоны в будущем. Миро сделал эти работы в соавторстве с Жоаном Гарди Артигасом. Большие объекты встречают приезжающих с моря (мозаика на бульваре Рамбла), с воздуха (мозаика в аэропорту) и с земли (покрытая мозаикой скульптура).
Мы разбирали скульптуру "Женщина и птица". Скульптура имеет эротический подтекст и несет ключевые образы каталонской (и древнеримской) культуры. "Птица" в каталонском языке произносится идентично слову "член" и контекст "женщина и птица" в символическом плане соединяет женщину и мужчину. Это символ слияния мужчины и женщины, приводящий к энергии и плодородию, которым принято в Каталонии приветствовать людей, желая им лучшего. Скульптура украшена мозаикой и мы обыграли это в задании. Символика мужского и женского начала (женщин и птиц) была богато представлена во все периоды творчества Миро (звезда, женщина и птица - три основные символа в его творчестве) и это ощущается в жизнетворном духе его работ. Что из этого вы расскажете взрослым, что детям, а что малышам - зависит от ваших взглядов на жизнь. С детьми мы отработали коллективную финальную работу как сочетание бумагопластики и мозаики.
Ссылки:
- 25 идей как рисовать с малышами.
- 14 идей уроков по Практической истории живописи для младших школьников.
- Уроки рисования по мотивам творчества Рене Магритта.
- Уроки рисования по мотивам творчества Поля Гогена.
- Как научить ребенка рисовать? Наш опыт с детьми от 2 до 7 лет. Делаем рисование совместным.
- Шумное рисование (фильм). Как учить рисовать ребенка от 2 до 7 лет по возрастам. Практика. Методика.
- Занятия с детьми в семейном формате. Что делать, если маме надоело ждать ребенка в коридорах? Интересная жизнь для родителей, которым не лень.