В этом году мы не стали скромничать и стали проводить уроки по истории живописи месячными периодами, чтобы успеть насладиться разными периодами творчества каждого художника и выразить его в разных по типу заданиях, в разных материалах и с разными формами активностям учащихся. За месяц эффект художника накапливается гомеопатическими дозами и дети (и взрослые) на слово "Гоген" начинают рисовать в определенной манере.
Уроки в духе Гогена очень хорошо подходят под осенний период, потому что цвета и цветовые контрасты Гогена хорошо представлены в природе. В нашем случае - в Геленджике - именно осенью можно увидеть желтые и красные леса, синие тени, зеленое море, яркие сочные закаты. Гоген пишет много природы и это хороший пример в истории модернизма, на котором можно разбрать уход от классической живописи в пользу ярких цветов и простых форм.
Пейзажи для взрослых
Первый урок по мотивам творчества любого художника обычно самый сложный. Требуется войти в тему и настроиться на новый тип живописи. Мы разобрали несколько картин Гогена в аспекте передачи форм и цветовых контрастов. Мы ввели понятие локального цвета или "истинного" цвета предмета. В классической живописи мы используем локальный цвет буквально на паре мазков. Остальное мы раскрашиваем смешанными и производными цветами на основе локального цвета, собирая в него полутона и рефлексы как мозаику. Гоген отказался от этого. Гоген искал большего первобытного символизма, упрощая цвета и закрашивая их областями. Форму он также упрощал, утрируя ее и делая ее характерной, хоть и пластичной.
Взрослым и детям было дано задание по мотивам работ Гогена нарисовать свой пейзаж, попробовать увидеть в цветах локальный цвет и закрасить каждую область отедльным цветом. Пусть даже этот цвет противоречит здравому смыслу (если видишь, что тень дерева синяя - рисуй синим).
Не всем взрослым на первом уроке уйти от реалистичности. Возможность увидеть альтернативные цвета сильно зависит от степени раскрепощенности и готовности отпустить себя. Но также это во многом зависит от настроения (хочется ли сейчас такой сильной экспрессии). Задача сложная особенно для тех взрослых, кто рисовал после длительного перерыва. При этом видно, что они справлялись с композицией, добивались тонких акварельных эффектов (заливками). Начало было положено.
Панно по мотивам Гогена в семейном формате
Были мамы, которые приходил на уроки Гогена с малышами. Эти конкретно малыши не были привиучены к урокам рисования, им было сложно отпустить маму в автономный режим, они сильно стеснялись. Мы предложили нарисовать совместную работу на больших листах крафт-бумаги. В совместной работе кто-то берет на себя инициативу и творчество.
Здесь мама взяла на себя роль энергичного художника, начала рисовать и вовлекла своим примером детей. Сначала они наблюдали скромно, потом включились в рисование. Именно эта семья рисует в особой технике: они накидывают много много красочных пятен, потом начинают собирать из них что-то. Это отдельная живописная техника, интуитивно ими подхваченная.
Животные по мотивам Гогена в семейном формате
Уже на следующем уроке мама и малыш стали рисовать отдельно. Мы предложили в качестве темы тропических птиц. Тему легко поддержали, рассказали о своем опыте походов в зоопарк, вспомнили большого попугая. Мальчик попугая нарисовал по памяти. Рисунок сделан точно и собран пятнами. Младшая девочка (2 лет) в тоже время с упоением лепила из пластелина. Урок длился 1,5 часа и это для детей такого возраста просто здорово. Еще один "побочный" эффект уроков Гогена в том, что малыши ходят по улице и восхищаются: "Мама, смотри как красиво!" Мы снова начинаем замечать простые красивые вещи вокруг себя.
Пейзажи в стиле Гогена для младших школьников
С младшими школьниками (4 класс) было сложнее, простые красивые вещи начали вызывать у них отторжение. "Если просто, значит детское, а мы выросли". Надо понимать, что к последующему циклу уроков (а следующим шел Миро) они расслабились и вернули рисованию игровой момент с большим удовольствием. Но с кого-то надо было это начинать и мы начали с Гогена. Тем не менее, это того стоило, потому что по крайней мере несколько детей выдали такие результаты, что нам не стыдно было бы показать их самому Гогену, если бы это было возможно.
Это дерево девочка нарисовала за несколько уроков. На старте она сказала, что будет работать на свободную тему вместо Гогена, потому что ей он не нравится. Но просто находясь на уроках в классе и наблюдая за тем, что делают другие дети, она нарисовала самую характерную работу из всего класса.
Если сравнивать именно с акварелями Гогена, то видно, что ребенок интуитивно поймал цвет, технику и даже композицию. Работа цепляет своей наивностью, открытостью, гармоничностью, радостностью, даже некоторым символизмом (потому что дерево считывается здесь как символ плодородия), а это именно те черты наивной живописи, которые привлекали Гогена, стремящегося через простоту показать эститику окружающего мира.
Коллективное панно в стиле Гогена для младших школьников
Это был эксперимент. Смысл в том, чтобы создать такую атмосферу, чтобы дети могли не перессорившись создать нечто общее. Тема была заявлена ультимативно. Дети были рассажены по местам, были розданы роли (одни рисуют море, другие - небо). На торцах сидели шалуны, они могли внести в работу что-то неожиданное. Один ребенок рисовал гору, другой - вулкан. Никто не кому не мешал, работа прошла гармонично и сбалансированно. Дети очень адекватно восприняли задачу и смогли в нее встроиться.
Ссылки:
- 25 идей как рисовать с малышами.
- 14 идей уроков по Практической истории живописи для младших школьников.
- Уроки рисования по мотивам творчества Рене Магритта.
- Уроки по мотивам Жоана Миро. Символизм и сюрреализм для детей и взрослых.
- Как научить ребенка рисовать? Наш опыт с детьми от 2 до 7 лет. Делаем рисование совместным.
- Шумное рисование (фильм). Как учить рисовать ребенка от 2 до 7 лет по возрастам. Практика. Методика.
- Занятия с детьми в семейном формате. Что делать, если маме надоело ждать ребенка в коридорах? Интересная жизнь для родителей, которым не лень.