В этой статье мы расскажем как можно обновить или сделать заново фартук без использования плитки. Расписать фартук вручную индивидуальным сюжетом - это нестандартное, но очень практичное решение. И очень странно, что оно мало кому приходит в голову.
Почему роспись стен кухни практична?
Зона плиты и зона раковины обычно подвергаются агрессивному воздействию жира и воды. Мы привыкли, что материалы, которые много лет будут справляться с этими воздействиями и регулярной чисткой - это только плитка и стекло. Мало кто думает про альтернативы. Здесь мы расскажем о случае, когда люди, делая ремонт после переезда, переиграли расположение рабочей зоны кухни, расширив ее и перенеся в другое место, где изначально кухни не предполагалось и были поклеены обои. По ряду причин капитальный ремонт не был сделан и зона кухни осталась просто обклееной. Конечно, со временем обои стали выходить из строя и встал вопрос обновления. Решение было найдено без капитальной перестройки: можно загрунтовать стену, расписать ее и закрепить роспись настолько "мощным" лаком, чтобы не было проблем с ее мытьем и уборкой. Расскажем про этот процесс в деталях.
Выбор мотива росписи
Перед началом работы мы изучили мировой опыт, точнее полное его отсутствие. Оказалось, что тема росписи на фартуках - терра инкогнита не только в российских дизайн проектах и портфолио, но и в иностранных. Тема недооценена и недоосвоена. Тогда мы стали изучать характер хозяйки. Интерьер должен складываться из деталей и элементов, свойственных обитателям дома. Семья любит живые цветы, яркие краски, в интерьере много керамики. Поэтому был выбран смелый и яркий декор. Большие цветы ассоциировались с узбекскими тарелками, висящими в помещении. Надо ли говорить, что цветовая гамма и мотивы росписи в конкретном случае могут быть любыми.
Заполнение объемов
Мы тонко развели краску и сразу заполнили ею объем. В местах, где краска перекрывает друг друга, появились дополнительные цвета. То есть цветной фон (подложка) была смоделирована основными цветами - желтым, синим и красным.
Имприматура акрилом цветными пятнами была положена основой под верхний слой графики и заменила грунт. Мы использовали художественный акрил Brauberg, расход получился очень экономным, потому что слой краски был полупрозрачным (в акварельной технике). Мы выбрали акрил, так как работали в жилом помещении, где было не желательно использовать сильно пахнущие алкидные краски.
Графика в верхнем слое: Акценты
Размеры основных сюжетных пятен были выбраны по размеру посуды, которая имелась в доме и висела на других стенах. В качестве орнамента были выбраны цветы и растительные элементы (листья, грибы, ягоды, ветки). Акценты были сделаны на нескольких крупных цветах. Перед каждой картиной мы обязательно проводим работу по поиску референсов. В данном случае мы брали референсы в природе, фотографируя интересные природные материалы, чтобы не использовать готовые мотивы других художников и сохранить индивидуальность.
Варианты материла для графического слоя
На следующем этапе встал вопрос о выборе материала для графического слоя. Самый логичный вариант: акрил продолжать в акриле. Другие художники пишут, что в своих работах они используют перманентные и акриловые маркеры. Мы сделали пробы и поняли, что перманентный маркер плохо заполняет рельеф стены. Более того, он не устойчив и выгорает со временем, даже под слоем лака. То есть постепенно он будет "исчезать" со стены. Смысл использовать дорогие акриловые маркеры опал сам собой, поскольку рельеф стены хорошо закрывался только кистью. Мы выбрали делать графику кистью черной акриловой краской. Для этого мы развели банку акрила черного цвета и не меняли его консистенцию в течение всей работы.
Графика верхнего слоя: Детализация
Изначальную раскладку цветов, которая была сделана в базовом слое, мы уже не меняли. Дальше встал вопрос проработки мелких деталей. В данном случае детали прорабатывались спонтанно без эскиза. Мотивы мы брали из окружения в доме. Так на месте хлебницы появились колоски, вслед за большим блюдом с гранатами появились гранаты. Геометрические узоры и растительный орнамент тоже был заимствован из деталей интерьера кухни. Обитатели дома любят гортензии - так появились эти цветы.
Заимствование мотивов из окружения заведомо встраивает новый арт-объект в дом и делает его перекликающимся с остальным интерьером, органичным, встроенным.
Границы зоны фартука
В отличие от плитки, если мы используем ручную роспись, ее границы могут быть произвольными и определяться очень свободно. Мы можем рисовать вокруг шкафов, над шкафами, добавлять элементы росписи на дверках шкафов, да хоть внутри стеллажа (открытого шкафа). Можно обыгрывать цветом или сюжетом любые элементы стены, например, розетки или светильники. И граница фартука не обязана быть ни вертикальной, ни горизонтальной. Это может быть что-то в стиле хоббитов или саманного дома, может быть что-то геометрическое, но не прямоугольное, детерминированное исключительно сюжетом и логикой помещения в целом.
Культурный аналог: Алиса Берк
В процессе работы над стеной мы нашли автора, который оказался нам близок по технике и духу в подобных ярких стенах. Это Alisa Burke из Полтланда (Соединенные Штаты Америки) и если вы погуглите ее работы, то найдете себе множество идей по обновлению и оживлению интерьера. Алиса отличается смелым подходом, особенно известны ее работы по росписи террасного пола и стен детской. У Алисы так много вдохновляющих идей, что мы когда-нибудь сделаем их обзор, чтобы у вас была возможность представить нечто необычное в интерьере в противоес заполонившему всю платену скандинавскому стилю.
Алиса начала с обновления собственного пола на террасе. Стену в детской она перерисовывала несколько раз по мере роста дочери, когда старые темы становились менее актуальны, она их меняла на новые. Как и мы, Алиса любит работать графикой поверх свободно нанесенного основного тона. И ее подход, кажущийся таким ярким и неожиданным, нашел множество поклонников по всему миру. Когда-нибудь такие яркие интерьеры будут появляться и в России, а мы этому послужим.
Постскриптум. Жизнь кухни после создания картины
Есть как минимум четыре эффекта от появления расписанной стены на кухне. Во-первых, помещение приобретает характер хозяев. Далеко не у всех оно окажется таким ярким и контрастным. Но, если люди въехали, например, во вторичное жилье и живут какое-то время в чьем-то чужом ремонте, то такая стена сразу преобразит интерьер, иногда до неузнаваемости, сделает дом персонально более уютным и поспособствует нормальной жизни человека в ставшей своей среде. Хозяйка этого дома призналась, что она даже готовить стала более ярко, после появления новой стены. Во-вторых, помещение становится удивительно фотогеничным с любой точки. Потому что фрагмент стены попадает практически в любой кадр домашней съемки и эту съемку уже никогда не назовешь бытовой или будничной. Она как минимум нарядна.
В-третьих, стена собирает на себя акценты и сосредотачивает внимание смотрящих из вне. Именно эта кухня расположена на первом этаже и просматривается с улицы и с лестницы соседнего дома. Собственно стену проходящие мимо люди теперь и рассматривают, вместо рассматривания его обитателей. В-четвертых, есть интересный эффект разглядывания. Как и любая ручная работа, детализированная в нюансах, такая стена (как ни парадоксально при ее яркости) не приедается и долго не надоедает. Это происходит именно потому, что там есть что порассматривать. И не только приходящие гости, но и хозяева время от времени обнаруживают на ней что-то новое. Так работают многие детализированные сюжеты, в частности этнические (от русской хохломы, до живописи аборегенов Австралии и татуировок Полинезии), традиция предполагала, что в этом доме человек живет долго.