Иногда хочется (а иногда нужно) сделать детям праздник. В этом уроке приняли участие 7 младших школьников, несколько малышей, несколько взрослых.
Продолжительность и формат: урок 1,5-2 часа (около 60 минут рисование + 30 минут чаепитие и викторина во время, когда сохнут работы).
Реквизит и материалы: жесткие пластиковые прозрачные папки по числу участников, маркеры для маркерной доски, гуашь, мыльная вода, кисти, губки, бумага.
Техника монотипии для детей
Монотипия - это перенос изображения с плоской поверхности на бумагу посредством отпечатка. Чтобы отпечаток перешел на бумагу качественно, есть свои тонкости.
- Рисуем на на пластиковой папке.
- Вместо воды при рисовании красками на пластике используется мыльный раствор (подходит любое моющее средство в жидком виде, концентрация моющего средства должна быть достаточно высокой).
- Переносится с пластика на бумагу только то, что нарисовано краской (в нашем случае - гуашь). Маркер может использоваться на промежуточной фазе рисования, но перенесен он не будет.
- Когда рисунок готов, ему нужно дать подсохнуть, после этого мы берем бумагу и смачиваем ее губкой мыльным раствором (таким образом мыльный раствор используется дважды и его нужно изначально приготовить с запасом).
- Дальше мы прислоняем намоченную бумагу мокрой стороной к пластиковой папке, проглаживаем рукой или валиком и аккуратно снимаем, после чего сушим отпечаток.
- Если краска нанесена густо, то с пластика можно снять несколько отпечатков, каждый последующий будет немного тускнее, но все равно достаточно интересен (отпечатки приобретают общий эффект, вроде состаривания).
Как упростить рисование портрета для детей
Как правило монотипия используется для создания пейзажей и букетов (натюрмортов), поскольку в них не критично, если изображение не перенесено с точностью и искажения при отпечатывании может создавать новые интересные эффекты. Мы же принимели монотипию к портрету, причем рисовали именно потрет (крупный план), который дети, как правило, рисовать избегают. Чтобы облегчить им задачу и задать уроку формат анимации мы предложили детям разбиться на пары и прислонить папку к лицу друг друга (по очереди). Они обводили контуры лица маркером. А потом раскрашивали его красками. Чтобы рисовать на пластике было проще и изображение имело достаточный контраст, под папку (или в папку) нужно подкладывать белую бумагу.
Эта часть занятия проходит феерично. Дети хохочут, смотрят как кто получился. Некоторые скромничают, некоторые предпочитают сначала нарисовать портрет сами, потом не сдерживаются и все-таки прикладывают папку друг к другу. Поскльку маркер смывается с папки очень легко, то до раскрашивания иногда доходит далеко не первая версия этого портрета. Благодаря таким опытам сам страх перед портретом постепенно снимается и экспериментирование становится более точным. Кроме того, карикатурность изображений снижается, ее становится меньше. Работы получаются вполне зрелые и достоверные, поскольку пропорции лица правильные. Важно во время переключить внимание детей на раскрашивание.
Именно на этом занятии портрет был взят с развлекательными целями. Он сочетал в себе много аспектов анимации. Дети потискали друг друга, порисовали через "стекло", поели пироги, поучаствовали в викторине и получили готовые отпечатки своих работ. Это была и творческая, и развлекательная обстановка в целом. Позднее мы пробовали провесити монотипию частично с теми же детьми на уроке в классе, где дети рисовали морской пейзаж (маяк) и урок прошел очень хорошо, там дети подробно посмотрели весь процесс, начиная от замешивания раствора до печати. Те дети, кто меньше любит рисовать, с радостью печатают работы других.
Избавляемся от маркера на этапе раскрашивания
Не забывайте, что при отпечатывании работы, будут перенесены только краски. Поэтому все линии, которые были нанесены маркером, нужно либо обвести краской, либо показать как-то иначе. Если, конечно, так не задумано - результат перенесения изображения, в котором было оставлено много маркера, можно посмотреть выше. Если Вы хотите получить более точный отпечаток, то можно перевернуть папку с маркерным контуром вниз и рисовать красками сразу с другой (чистой) ее стороны, оставляя те линии, которые будут нужны в изображении.
Викторина на художественные темы
Викторина была задумана как часть праздника на то время, пока подсыхают рисунки на пластике и пока второй учитель делает отпечатки. Именно в формате праздника лучше заполнить паузу ожидания (в регулярном уроке можно и нужно показать детям весь процесс от начала и до конца). Весь процесс монотипии от начала и до конца доступен для самостоятельного повторения младшим школьником.
Викторину мы придумали сами, из готовой коробочной викторины просто взяли звонок (но звонки продаются и отдельно). Дети разбиваются на две команды, у нас стихийно получились девочки против мальчиков. Лучше в этой ситуации, если и звоночков тоже два. Ведущий игры зачитывал вопросы, а команды жали на звонок, если были готовы ответить. Отдельный взрослый ("судья") вел подсчет очков и в конце объявил победителя. К этому моменту как раз были готовы отпечатки портретов и все ушли домой, унося с собой либо свой потртет, либо потрет друга.
Такие уроки нужны. Они объединяют коллектив. Дают педагогу ненавязчивый способ проверить усвоение материала (через викторину). Раскрепощают и дают возможность подурачиться. Вместе с тем, они являются прекрасным подводящим материалом к теме портрета, сложность которой излишне драматизируется обыденным созданием взрослых. Также это идеальный формат для предпразничных дней, когда дети уже не сильно мотивированы на работу. За анимационным форматом прячется осмысленная работа в команде и опыт взаимодействия друг с другом, который не часто применим в практике школьного рисования.