Цель: Знакомство детей с первобытным рисунком и нестандартными живописными приемами в игровой форме.
Задания, план урока: Учитель показывает детям фотографии наскальных рисунков (в мультимедиа или распечатанном виде) и рассказывает про первобытную живопись (натуральные материалы, рисование рукой, использование каменных стен, характерные формы). Далее дети строят пещеру (нужен стол или несколько парт и несколько одеял). И детям предлагается имитировать рисунки первобытных людей и развесить их по стенам их пещеры.
Раздаточный материал: распечатки характерных наскальных рисунков (человечки, животные, орнаменты), пример работы учителя.
Продолжительность: 2 урока по 60 минут.
Материалы: бумага, кофе (с корицей), чай, уголь, пастель, карандаши, ластики, руки.
Что отрабатывается: тонирование бумаги природными материалами (кофе, крепкий чай), знакомство с пастелью и углем как природным материалом, создание образов с помощью рук и пальцев, копирование характерных особенностей наскальной живописи (изображение человека и животных, изображение знаков и упрощенных орнаментов).
Процесс (как прошел урок)
Дети посмотрели слайды и послушали мой рассказ, построили пещеру и весь оставшийся первый урок готовили бумагу к дальнейшей работе (тонировали ее с помощью кофе). Второй урок был более насыщенный в плане рисования. Каждый ребенок выбрал тему. Дети уже представляли, что от них хотят, у них было время подумать, что они будут делать.
1. Была девочка, которая сделала коллаж и потеряла интерес к работе. Я предложила ей обвести и затонировать руки. Первую руку показала я, использовала приемы существующего наскального рисунка. Девочке прием понравился и она с увлечением его повторила. Некоторые дети подглядели этот прием и перенесли его в свои работы.
2. Была девочка, которой было интересно отрисовать именно сюжетную композицию, иллюстрацию по теме. Она нарисовала мужчину и женщину в пещере, очаг, кошку и у них наскальную живопись на стене. Изначально ее работа была затонирована не кофе, а пастелью, от начала и до конца работа была выполнена одним материалом. Я подсказала прием виньетирования, который сделал пещеру уютнее и воссоздал эффект свечения костра.
3. Некоторые дети изобразили животного как основную тему. Одна из девочек нарисовала гепарда. Мальчик - антилопу-гну. Я показывала этим детям реалистичные фотографии животных, которые они хотели изобразить.
4. Был мальчик, который захотел показать все и сразу. Он показал разных человечков, которые видел в раздаточных материалов. Он бегал по классу, смотрел кто что нарисовал и все пытался подхватить и взять себе к работу - и пещеры, и хижины, и животных, и символику.
5. Был ребенок, который не сразу принял общее задание. Начал он работу с пейзажа, который был у детей по программе раньше и который у него хорошо получился, добавив туда динозавра, чтобы быть в общей теме древнего мира. Справившись с этой работой именно этот мальчик переключился на общее задание и нарисовал антилопу-гну.
Анализ результатов
Освоив за 1 класс базовые техники рисования, во 2 классе дети окунулись в историю живописи. Как водится, с древних времен. Родители, пришедшие в класс забирать детей, просто обомлели. Из этих работ можно сделать календарь или выставку. Уровень работ оказался сопоставим с работами детей художественной школы. Проявилось удивительно гармоничное, свободное мышление детей, развитие темы и одновременно ее перекличка в разных работах. В рисунках выразилась возможность каждому вписаться в класс и в общий результат, оставаясь при этом собой. Тема нашла большой отклик не только в семьях детей, но и в семьях их друзей, среди друзей друзей. Ну а побочный результат был забавным - дети долго играли в пещеры.
"Невозможно поверить, что это восьмилетки!" "Потрясающие работы! Нереальные" (из отзывов)